Понедельник, 20.05.2024, 06:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой город Оренбург

Меню сайта

Наш опрос

Вы любите свой город?
Всего ответов: 39

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Что Где Когда

Галерея Я Искусств Оренбург
галерея я искусств оренбург

Галерея Оренбургский пуховый платок

ул. Володарского, 13

Режим работы: с 10.00 до 18.00

3-я среда месяца - экспозиция работает до 19.00 (касса до 18.30)

(кроме дней переэкспозиции)

Выходной день: понедельник, вторник

Телефон 8 (3532) 77-23-93

Стоимость билетов (без экскурсионного обслуживания):

Взрослый билет - 70 рублей

Студенческий билет (очная форма обучения) (студенты от 18 лет) - 50 рублей

Билет пенсионера (по возрасту) - 50 рублей

Стоимость билета (с экскурсионным обслуживанием):

Взрослый билет - 100 рублей

Студенческий билет (очная форма обучения) - 70 рублей

Билет пенсионера - 50 рублей

Экскурсия лицам старше 18-летнего возраста (от 1 до 10 человек) - стоимость входного билета плс 250 рублей со всей группы.

Галерея искусств

«Галерея искусств» - это место для тех, кто ценит творчество или сам является творцом. Здесь проходят выставки известных художников, фотографов и других мастеров. Посетители могут не только познакомиться с живописью, графикой, прикладным искусством, но приобрести понравившиеся шедевры современных авторов. Если вы сами занимаетесь или хотите заниматься творчеством, то выставочный зал предоставляет вам возможность раскрыть и развивать свой талант. Известные мастера дадут вам мастер-классы по работе с разными материалами.

Наталья Нестерова

Родилась 23 апреля 1944 года в Москве. С 1962 по 1968 год училась в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова. С 1991 — профессор Российской академии театрального искусства. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1992), лауреат премии «Триумф» (2003). Действительный член Российской Академии художеств. В 1994 году получила звание Заслуженного художника Российской Федерации. Живёт и работает в Москве и США.

Работы находятся в собраниях

  • Государственная Третьяковская галерея, Москва.
  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
  • Государственный музей искусств народов Востока, Москва.
  • Московский музей современного искусства, Москва.
  • Музей актуального искусства ART4.RU, Москва.
  • Архангельский художественный музей, Архангельск.
  • Брянский областной художественный музей, Брянск.
  • Вологодская областная картинная галерея, Вологда.
  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург.
  • Ивановский областной художественный музей, Иваново.
  • Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева, Иркутск.
  • Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра.
  • Курганский областной художественный музей, Курган.
  • Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки, Курск.
  • Кемеровский областной музей изобразительных искусств, Кемерово.
  • Красноярский государственный художественный музей им. В.И. Сурикова, Красноярск.
  • Магаданский областной краеведческий музей, Магадан.
  • Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил.
  • Новокузнецкий художественный музей, Новокузнецк.
  • Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск.
  • Омский областной музей изобразительного искусства им. М. А. Врубеля, Омск.
  • Оренбургский областной музей изобразительных искусств, Оренбург.
  • Пермская государственная художественная галерея, Пермь.
  • Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
  • Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов.
  • Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
  • Саратовский государственный художественный музей им А. Н. Радищева, Саратов.
  • Томский музей изобразительных искусств, Томск.
  • Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
  • Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск.
  • Киевский художественный музей, Киев.
  • Запорожский художественный музей, Запорожье.
  • Музей Марка Шагала, Витебск.
  • Государственная картинная галерея Грузии, Тбилиси.
  • Государственный музей искусств им. А. Кастеева, Алматы.
  • Музей изобразительных искусств Кыргызстана им. Г. Айтиева, Бишкек.
  • Людвиг Форум, Ахен, Германия.
  • Национальный музей «Женщины в искусстве», Вашингтон, США.
  • Национальный Еврейский музей Б’най Б’рит Клутцник, Вашингтон, США.
  • Музей П. Людвига, Кёльн, Германия.
  • Монреальский музей изящных искусств, Монреаль, Канада.
  • Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, США.
  • Китайский национальный музей искусств — Музей П. Людвига, Пекин, Китай.
  • Национальный музей современного искусства, Сеул, Южная Корея.
  • Колодзей Арт Фонд, Хайланд-парк, Нью-Джерси, США.
  • Хофстра музей, Хофстра университет, Хэмпстед, Нью-Йорк, США.
  • Словацкая национальная галерея, Братислава, Словакия.
  • Музей П. Людвига, Будапешт, Венгрия

выставка Зимнее Волшебство

С 11 по 31 января в выставочном зале «ГалереЯ Искусств» при поддержке Оренбургского регионального отделения общероссийской общественной организации «Творческий союз Художников России» пройдёт выставка по теме «Зимнее волшебство», где будут представлены работы 12 авторов – творцов в области живописи, графики, фотоискусства и дизайна.

Красота Зимы! Как часто за суетой, за невзгодами жизни мы утрачиваем способность видеть, ценить её. На самом же деле, самое прекрасное в нашей жизни всегда рядом с нами. Стихия зимы – время, которое мы часто недолюбливаем за холод, – имеет свой характер, свою особую привлекательность и волшебную, незабываемую, целительную красоту. Красота созидает душу человека. Делает её добрее, милосерднее и терпеливее.

Платон твердил о Красоте, о необходимости искать её в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее – к красоте нравов и обычаев, – это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

Цель нашей выставки – духовное обогащение нашего города, творческое развитие и самоутверждение личности каждого участника в красоте и совершенствовании.

На выставке будут представлены живописные произведения Александра Овчинникова, Ольги Кошелевой, Игоря Аксёнова, Натальи Акакиной, Татьяны Таниной, графические акварели Георгия Чеботникова, фотоработы Полины Высоцкой, Александры Качаевой, Дмитрия Толкунова, Юлии Григорьевой, а также дизайнерская композиция Марии Манаевой и Светланы Какониной ( L'âme verte ).

На открытие выставки приглашены авторы работ, президент Оренбургского регионального отделения «Творческого союза Художников России» Чувашов Василий Яковлевич и другие гости.

В ,

В XXI веке, когда современные материалы и аксессуары вытеснили изделия народных промыслов, платок утратил свою актуальность, а вместе с ним обесценилось и само мастерство пуховязания. Оренбургский пуховый платок мог кануть в Лету, если бы не специалисты Музея изобразительных искусств города Оренбурга. которые увидели в вязаном квадрате нечто большее, чем деталь гардероба советских женщин. Об уникальной коллекции и истории оренбургского платка нам рассказала искусствовед, заведующая Галереей Оренбургский пуховый платок Музея изобразительных искусств Оренбурга Ирина Владимировна Бушухина.

Ирина Владимировна Бушухина. Фото: Наталия Судец/Strana.ru

— Правда, что ваша галерея оренбургских платков — единственная в своем роде?

— Это может показаться странным, но ни один музей в России не собирал оренбургских пуховых платков целенаправленно. В разных музеях присутствовали лишь отдельные экспонаты. Платок рассматривался как утилитарная вещь, а не как произведение народного искусства, имеющего свои традиции. Задачей сбора такой коллекции озадачился Музей изобразительных искусств в Оренбурге в 1986 году. Я тогда только пришла в музей молоденьким специалистом-искусствоведом и начала заниматься этой темой.

Нам удалось застать золотой период пуховязания, когда были такие яркие имена, как Анна Федоровна Блинова и Ольга Александровна Федорова, которых сегодня уже нет в живых. Они поделились с нами и своими воспоминаниями, и всем тем, что знали о промысле. Мы успели у них купить уникальные платки, которые стали основой коллекции. Сегодня, помимо отдельных вязальщиц, у нас есть экспонаты, иллюстрирующие и массовое производство платков, и исторические вещи. Вся коллекция хранится в музее изобразительных искусств, но часто выставляется в других странах. В этом году мы уже побывали в Англии, и в Италии.

— Каким годом датируется самый ранний экземпляр коллекции?

— Конец XIX века. Более ранние — только на фотографиях. Но найти платок конца XIX века для музейщиков — это большая удача. Он хранится в музейных фондах. Весит всего 40 грамм, притом что тончайший современный платок такого же размера, 1,5 на 1,5 метра, весит 100 грамм. Вообще платки XIX века были очень большими, 3 и даже 3,5 метра, потому что длинное платье в пол требовало большого платка. А самый большой платок в XX веке размером 2,5 на 2,5 метра связал мужчина Ермолай Степанович Федоров, дядя Ольги Александровны Федоровой. Он был регентом церковного хора, а в свободное время вязал платки. Судьба его оказалась тяжелой. В 30-х годах его пригласили в хор музыкальной комедии. Он отказался. Этого было достаточно, чтобы его как врага народа НКВД сослало в Кемерово и расстреляло.

Платок прошлого века. Фото: Наталия Судец/Strana.ru

— А откуда пошла традиция пуховязания?

— Изначально промысел зародился в казачьих станицах, потому что казачки владели техникой вязания на спицах. Очень быстро ремесло освоили в городе. В Оренбурге все должны были вязать. Про тех, кто не умеет, говорили никудышная сноха . В XIX веке в городе появилось машинное производство, а женщин-надомниц, которые занимались ручным вязанием, объединял комбинат. Государство снабжало их сырьем. Женщины вязали дома, после окончания хозяйственных дел или основной работы. Они считали, что если сегодня не повязали, значит, весь день бездельничали. Вязали часто целыми семьями, деревнями. В лучшие годы по области было 8000 мастериц. Комбинат давал им социальные гарантии, и это была очень удобная форма надомной работы. Но он закрылся в 1995 году. Мастерицы остались без дела. Кто-то перепрофилировался, кто-то пошел вязать на рынок. До сих пор в 150 километрах от Оренбурга, в поселке Саракташ, по четвергам работает специализированный платочный рынок. Там можно купить и готовые платки, и пух, и все необходимое для вязания.

— Когда был пик популярности оренбургских платков?

— Платки всегда были любимой вещью у женщин, они с радостью их носили и в XIX веке, и в XX. В советский период даже песня появилась Оренбургский пуховый платок . В 40–60-е годы это была вещь, за которой охотились, которую нельзя было купить без предварительных договоренностей. Это был дорогой подарок. В XIX веке это был подарок к свадьбе, обязательная часть приданного. А вспомните фильмы, посвященные Серебряному веку, — там все героини в оренбургских пуховых платках. Это был образ русской интеллигенции той эпохи. Есть факты закупки платков императорским домом. У императорского дома даже были любимые вязальщицы, к которым обращались напрямую. Крестьяне также носили платок, потому что его орнаментика соответствовала орнаментике народного костюма. То есть платок был востребован всеми кругами общества на протяжении двух веков. Сегодня мы понимаем, что оренбургский платок — это эксклюзивная вещь, ручная работа от начала до конца, предмет роскоши, который так и надо подавать.

Оренбург. Областная Филармония. Фото: Александр Мирзаханов

— В Оренбурге есть фабрика пуховых платков, где весь процесс автоматизирован. Как вы относитесь к машинному производству?

— Мы радуемся новым успехам фабрики. Очень тесно с ними сотрудничаем. Они молодцы в том, что сохраняют орнаментику платка. Но они работают не с чистым оренбургским пухом, а со смеской , потому что машины не могут переработать оренбургский пух. Он у нас короткий, а им нужен длинный, чтобы спрясть ниточку. Поэтому для производства нитки они используют смеску . Но на выходе выходит платок абсолютно оренбургского качества по орнаментике, по структуре. Они наконец-то освоили платочный узор рыбий глаз — красивый ажурный узор с перепонкой. Раньше машина никак его не могла вязать. Теперь им подвластно все, и они могут полностью копировать платок ручной работы. На нашей выставке Возвращение к истокам мы показывали музейный экспонат 1947 года и сделанную по нашему заказу фабричную копию. Интересно, что фабричный платок был в два раза легче, чем изготовленный в 1947 году ручным способом.

— Может, это был облегченный летний вариант?

— На самом деле вы очень близки к истине. Дело в том, что оренбургский пуховый платок — название собирательное. Есть два вида платка. Первый — теплый, его в народе называют шалью, второй — ажурный, больше известный как паутинка. Все это — оренбургский пуховый платок, потому что вяжется на территории области. Разница в технологии прядения ниточки: для шали она прядется более толстой и соединяется с хлопчатобумажной ниткой. В результате платок получается тяжелым. А для паутинки — знаменитого ажурного платка, который проходит сквозь колечко, пуховая ниточка соединяется с шелковой. Но у обоих видов платков есть характерная особенность, по которой вы можете определить, что изделие действительно сделано в Оренбуржье. В оренбургских платках очень богатая кайма, и даже в теплых платках много ажура. Это потому, что у нас пух короткий, он не заволакивает ажура, то есть рисунок хорошо виден.

— Есть какие-то схемы, по которым вяжут платки?

— Потомственная мастерица никогда не вяжет по схеме, только рассчитывает, на сколько петель будет вязать платок. Композиция платка строгая и состоит из трех частей: середина, решетка, кайма. В XX веке появились еще зубцы. В середине платка традиционно изображался символ солнца — круг. Ведь головной убор в народном костюме всегда был связан с небом, солнцем, космосом. Но связать на спицах круг невозможно, поэтому он трансформировался в ромб. Еще одна особенность — у оренбургского платка есть только лицевые петли и накиды, нет изнаночных петель.

Фото: Наталия Судец/Strana.ru

— Как изготовить настоящий оренбургский платок?

— До сих пор для изготовления основы платка используют только козий пух, легкие деревянные веретена, короткие спицы, гребень. Сначала пух теребят, выдирают жесткий волос, а потом перепускают на гребне, делают кудельки, потом из них начинают прясть, сращивают нитку с шелком или хлопком. Причем если мастерица прядет слева направо, то шелковой нитью она перевивает справа налево, закрепляя пух. Тогда он встает не сразу, не пачкает одежду. Это — правильная технология производства пряжи, а есть еще так называемый запряд, когда на шелковую или на хлопчатобумажную основу напрядают пуховую мякоть. Тогда пух быстро поднимается и постоянно лезет. Запряд делают нерадивые мастерицы, стремящиеся работать быстрее, но от этого страдает качество.

— А есть какой-то стандарт качества?

— Знаменитая присказка о прохождение платка через колечко — не что иное, как контроль качества, процесс выбраковки изделия. Прошел платок через кольцо — значит, тонкий, связан правильно, стоит дорого. Нет — стоит дешевле. По размеру колечка назначали цену платку. Сейчас такого уже нет. Очень много контрафакта. В магазинах можно найти даже цветные платки — голубые, розовые. Это машинное домашнее производство из Средней Азии. Настоящие оренбургские платки бывают только белые, серые или двухцветные. Для одноцветного платка стандартного размера 1,5 на 1,5 метра используется 2-3 клубочка. Но у каждого нитка немного отличается по толщине — это ведь ручная пряжа. Поэтому, чтобы поверхность платка была ровной, каждые 2-3 ряда надо менять клубок. Для двухцветного платка используется одновременно от 6 до 46 клубков в зависимости от сложности узора. И каждый новый элемент начинается с нового клубочка. На изготовление одноцветного платка уходит около месяца. На двухцветный больше. А надомницы должны были в месяц сдать 2 вещи. Как видите, это очень кропотливый и монотонный труд, и надо любить пуховязание, чтобы оно стало делом жизни.

Оренбург. Областная Филармония. Фиксация рекорда Книги Гиннеса в октябре года. Фото: Александр Мирзаханов

— Как вы думаете, есть ли у ремесла будущее?

— В художественном колледже Оренбурга открыто отделение пуховязания. Девочки приходят туда, не умея вязать, а выходят дипломированными специалистами. Они знают технологию прядения, вязания, с ними работают хорошие мастера. После училища выпускницы работают по специальности.

Мы тоже стараемся поддержать традицию. 14 октября, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, женщины в деревнях садились за промыслы. По нашей инициативе уже 6 лет подряд в этот день все женское население Оренбурга идет на работу в оренбургских пуховых платках. В прошлом году мы решили выяснить, сколько вообще мастериц у нас осталось. Дали объявление в прессе и собрали всех вязальщиц в одном месте. Рассчитывали на 500 человек, а в итоге пришло больше 700: девушки, женщины, бабушки и даже мужчины. Был зафиксирован рекорд Российской книги рекордов Гиннесса — одновременное вязание оренбургского пухового платка. Губернатор Юрий Берг, увидев такое, поддержал инициативу организаторов. Теперь 14 октября — официальный областной праздник День оренбургского платка .

Источники: http://www.omizo.ru/about/galereya-orenburgskij-puxovyij-platok.html, http://orenboom.ru/afisha/places/galereja/, http://www.art-story.com/painter/nesterova/, http://geometria.ru/announcements/night-life//1/11/127246, http://strana.ru/journal/23684137

Категория: Что Где Когда | Добавил: orenburg-3532 (18.09.2015)
Просмотров: 361 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск