Воскресенье, 19.05.2024, 19:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой город Оренбург

Меню сайта

Наш опрос

Вы любите свой город?
Всего ответов: 39

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Избранное

Вту Оренбург Московский Технологический Институт Пробные Экзамены
вту оренбург московский технологический институт пробные экзамены

Вальс Победы

На центральной улице Советская, 6 мая, состоялся грандиозный проект - танцевальный праздник «Вальс Победы»,   посвященный 70-летию Великой Победы.

07.05. ОГАУ

Безопасность прежде всего!

28 апреля года проведена ежегодная студенческая межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы безопасности».

Конференция «Помним и чтим»

7 мая г. проходило мероприятие на тему «Оренбургская область в годы Великой Отечественной войны и наши герои 1941-1945».

Спасибо от тысяч студентов

19 марта

Родилась 19 марта 1947 года в Красноярске.

Заслуженная артистка РСФСР (21.10.1985).

ревью

В российской версии мультфильма персонажи заговорят голосами Натали, Дмитрия Нагиева и Ксении Собчак .

18 октября родились.

Пятница, 18 Октября г. 00:09 + в цитатник

1822

Ахмед Шефик Мидхат-паша (османское имя - — Ahmed efоk Midhat Pвв, турецкое имя - Ahmet efik Mithat Paa)

османский государственный деятель. Родился в Стамбуле. Два раза был садр-аземом Османской империи. При правлении Абдул-Азиза (1861—1876) был активным защитником реформ. Был организатором государственного переворота в мае 1876. 23 декабря 1876 была принята первая турецкая конституция. Её иногда ошибочно называют «Конституцией Мидхата». Являлся также масоном и основателем масонских лож в Османской Турции. Страж и блюститель масонских интересов в империи. Мехмед Эшреф (отец Ахмеда) родился в Русе. Детство провёл в Стамбуле, в Видине, в Ловече. Получил хорошое образование и воспитание. Умел говорить на арабском, фарси и немного на французском. Служил на различных постах. В 1842—1846 работал в Дамаске и в Сайде. После 1846 служил в Конье и в Кастамону. В 1854 служил в силовых структурах под командованием садр-азема Мехмеда Эмина Кыбрыслы и участвовал при подавлении восстаний на Балканах. В 1857 после восстановления порядка в Болгарии Мидхат-паша совершает шестимесячную поездку по крупным столицам Европы. После возвращения в Стамбул ему было поручено расследование заговора против Абдулмеджида. В 1861, будучи визирем, становится губернатором Ниша. Вследствие удачно проведённых реформ Абдулмеджид поручает Мидхату выработать программу проведения дальнейших реформ. В 1864 Силистре, Видин и Ниш объединились в Дунайский вилайет. Во главе этого вилайета стал Мидхат-паша. Мидхат-паша активно участвовал в административной реформе, которая проводилась в 1864—1867. В 1876 году султан Абдул-Азиз был убит. Попав в немилось у нового султана Абдул-Хамида II Мидхат-паша был в 1877 году выслан из страны. Год спустя султан разрешил ему вернуться и назначил губернатором Сирии, а через два года — губернатором провинции Измир. В мае 1881 года Мидхат-паша был арестован и в июне того же года на судебном процессе по делу об убийстве султана Абдул-Азиза был приговорён к смертной казни. По просьбе британского правительства Абдул-Хамид II заменил смертную казнь пожизненным заключением. Мидхат-паша был отправлен отбывать наказание в крепости Таиф (сегодня территория Саудовской Аравии). Убит в тюрьме Таифа охранниками 8 мая 1884 года. Литература: Стамбулов В. Намык Кемаль, Москва, 1935 Петросян Ю.А. Младотурецкое движение (Вторая половина XIX — начало XX в.), Москва, 1971 Ali Haydar Midhat Bey, Midhat-Pacha, sa vie — son oeuvre. 1908 Devereux R. The first Ottoman constitutional period, Bait. 1963.

1824

Хуан Валера (Juan Valera y Alcalб-Galiano)

испанский писатель и государственный деятель, академик. По образованию юрист. В 1846 поступил на дипломатическую службу. Во время Испанской революции 1868-74 был сторонником конституционной монархии. Неоднократно избирался депутатом кортесов от либералов. Выступал с романтическими стихами, затем как критик, теоретик. Его Заметки о новом искусстве писать романы (1887) направлены против натурализма и тенденциозности в искусстве. Автор этюдов о И.В.Гёте, М.Сервантесе и психологических романов Пепита Хименес (1874, русский перевод 1910), Донья Люс (1879), Командор Мендоса (1877, русский перевод 1881). Роман Иллюзии доктора Фаустино (1875, русский перевод 1894) - о столкновении молодого дворянина с буржуазным миром. Героиня повести Хуанита длинная (1895, русский перевод 1961) - девушка из народа. Письма Валеры о России - один из наиболее интересных откликов на русскую литературу в Испании. Скончался 18 апреля 1905 года.

Памятник Хуану Валера установлен в Мадриде.

Литература: Juan Valera, Obras Completas (Madrid, 1905 et seq. 43 volumes to 1916) Juan Valera, The Illusions of Doctor Faustino, translated by Robert M. Fedorchek. Catholic University of America Press (2008) Juan Valera, Juanita la Larga, translated by Robert M. Fedorchek. Catholic University of America (2006) Ferdinand Brunetiиre, La casuistique dans le roman de Juan Valera, in his series Histoire et littйrature, volume i (Paris, 1884) Emilia Pardo Bazбn, Retratos y apuntes literaros, in Obras completas, volume xxxii (Madrid, 1891 et seq.) Conde de Casa Valencia, Necrologia de. D. J. V. (Madrid, 1905) Conde de las Navas, Don Juan Valera (Madrid, 1905) J. D. Fitz-Gerald, Juan Valera, in The Bookman, volume xxi (New York, 1905) Karimi, Kian-Harald (2007): Jenseits von altem Gott und ‘Neuem Menschen’. Prдsenz und Entzug des Gцttlichen im Diskurs der spanischen Restaurationsepoche. Frankf./M. Vervuert. ISBN 3-86527-313-0 F.Vйzinet, Les maitres du roman aspagnol contemporain (Paris, 1907)

1828

Джон Томас Уайтхед Митчелл (John Thomas Whitehead Mitchell)

деятель английского кооперативного движения. Родился в городе Рочдейл, Ланкашир. С 10 лет работал ткачом. В 1853 вступил в кооперативное общество Рочдельские пионеры , в 1857 стал одним из его руководителей. С 1874 директор Оптового кооперативного общества. Митчелл не оставил научных трудов по проблeмaм кооперативного движения. Свою жизнь посвятил практической работе по руководству английской кооперацией, ошибочно считая ее при капитализме наилучшим путем к уничтожению бедности и росту благосостояния трудящихся. Умер в городе Рочдейл, Ланкашир, 16 марта 1895 года. Литература: Redfern P. John Т.W.Mitchell. Pioneer of consumers' cooperation, L. 1924 Webb B. My apprenticeship, 2 ed. L. 1946.

1831

Фридрих III (Friedrich III немецкое имя - Фридрих Вильгельм Николай Карл, Friedrich Wilhelm Nikolaus Karl von PreuЯen)

император (кайзер) Германии и король Пруссии с 9 марта 1888 года, прусский генерал-фельдмаршал (28 октября 1870), русский генерал-фельдмаршал (1872). Кронпринц Фридрих был одним из самых многообещающих престолонаследников Европы, но царствовал всего 99 дней, умерев от мучительной болезни. Родился в Потсдаме. Сын принца Вильгельма Прусского (будущего короля и императора Вильгельма I) и Августы Веймарской, племянник Фридриха Вильгельма IV. В 1861 году, после вступления отца на престол, стал кронпринцем Пруссии и в качестве такового командовал войсками своей страны в Прусско-австрийской войне 1866 года и Франко-прусской войне. Обладал полководческим талантом, сыграл ключевую роль в победе над австрийцами под Садовой. Пользовался большой популярностью в армии и народе как «Наш Фриц» (немецкое имя - Unser Fritz). После победы в Франко-прусской войне (1871) Фридрих, ставший уже наследником престола новой Германской империи, получил жезл русского генерал-фельдмаршала. Из-за либеральных взглядов конфликтовал с канцлером Бисмарком. Был противником усиления конфронтации в Европе, поддерживал внутригерманскую интеграцию. Однако Бисмарк удерживал его от какого-либо реального влияния на политику. Когда умер Вильгельм I (9 марта 1888 года), Фридрих, вступивший на престол, был уже смертельно болен раком гортани. Ранее, из-за ошибочного диагноза, поставленного ему в 1887 году, была отменена операция, которая могла бы остановить рост опухоли. Почти год кронпринц провёл на лечении в Англии, Тироле и, наконец, в Сан-Ремо, откуда вернулся в Германию, уже став императором. За месяц до вступления на престол врач Фридрих фон Браманн сделал кронпринцу трахеотомию, после которой он утратил возможность говорить и общался с окружающими письменно. Его лечением также занимался Эрнст фон Бергманн. За 99 дней царствования умирающий император из государственных дел успел только отправить в отставку неэффективного консерватора, министра внутренних дел Роберта Виктора фон Путткамера (за шесть дней до смерти, 9 июня). Умер в Потсдаме 15 июня 1888 года. Так 1888 год стал в Германии годом трёх императоров. Фридрих и его жена считались четой с либеральными симпатиями наследник обсуждал возможные планы политических реформ с тёщей, британской королевой Викторией. Впоследствии Вильгельм II предпочитал ссылаться в качестве образца на деда, Вильгельма I (получившего при нём официальный эпитет «Вильгельм Великий»), не упоминая отца. Многие политики и историки говорили и тогда, и особенно после начала Первой мировой войны, что если бы Фридрих III и погибший через полгода после него 30 января 1889 года либерально настроенный австрийский кронпринц Рудольф прожили долго, судьба Европы могла бы быть другой, и политика Германии с Австрией не привела бы к Первой мировой войне. Существует также мнение, что либерализм и миролюбие Фридриха и масштаб реформ, которые он мог бы предпринять, преувеличены по контрасту с деятельностью Вильгельма II. Кронпринц был инициатором создания художественного музея в Берлине, открытого через 16 лет после его смерти (1904) в его день рождения под названием «Музей императора Фридриха». С 1956 года он называется Музей Боде по имени искусствоведа Вильгельма фон Боде, руководившего сбором первой коллекции для музея. В 1858 году женился на принцессе Виктории, старшей дочери британской королевы Виктории. От этого брака родилось восемь детей: Вильгельм II (1859—1941), будущий император Шарлотта (1860—1919), замужем за Бернхардом III, герцогом Саксен-Мейнингенским Генрих (1862—1929), гроссадмирал германского флота, был женат на Ирене Гессенской Сигизмунд (1864—1866), умер в детстве от менингита Виктория (1866—1929), в первом браке замужем за Адольфом Шаумбург-Липпе, во втором за Александром Зубковым Вальдемар (1868—1879), умер от дифтерии София (1870—1932), замужем за королем Греции Константином I Маргарита (1872—1954), замужем за Фридрихом Карлом Гессенским.

1832

Надежда Михайловна Медведева (по мужу — Гайдукова)

актриса московского Малого театра. Родилась в Москве в актёрской семье. Дочь московской актрисы Акулины Дмитриевны Медведевой, ученица Михаила Семёновича Щепкина. Будучи воспитанницей московского театрального училища (ныне Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина) играла в спектакле «Горе от ума» и уже тогда обратила на себя внимание критиков и театралов. В 1847 году дебютировала в роли Агнесы в «Школе злословия» Мольера. Несмотря на успешные дебюты в различных водевилях и мелодрамах, Надежда Медведева долго оставалась в тени, так как в это время на сцене Малого театра царили Л.П.Косицкая, Е.Н.Лаврова-Васильева, Н.М.Рыкалова и Е.А.Сабурова. В 1852 году Наталья Медведева покинула на время московскую сцену и отправилась в Одессу. Через два года она возвратилась в Москву и заняла выдающееся положение в Малом театре. Сначала Н.М.Медведева играла преимущественно в мелодрамах, но окончательно ее артистический талант развился в пьесах Александра Николаевича Островского, писавшего некоторые роли специально для нее (например, Гурмыжскую — «Лес», Мурзавецкую — «Волки и овцы»).Наталья Медведева была единогласно избрана почётной председательницей Первого съезда сценических деятелей. В конце XIX — начале XX века на страницах «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» об актрисе были написаны следующие слова: «…ей особенно удавались роли Хлестовой («Горе от ума»), Эсфири («Уриель Акоста»). Успех ее с годами все возрастал, и это было наградой за упорный труд и стремление к строгой художественной правде. Медведева руководила первыми шагами знаменитой Ермоловой» — Константин Сергеевич Станиславский так высоко оценивал творчество актрисы, что даже считал себя одним из её учеников. Надежда Михайловна Медведева скончалась на острове Корфу (Керкира) в Греции 9 октября 1899 года. Литература: Кара-Мурза С.Г. Малый театр. — Москва, 1924. — Страницы 29—38 Щепкина-Куперник Т.Л. Дни моей жизни. — Москва, 1928. — Страницы 162—175.

1838

Филипп Диомидович Нефедов

русский писатель и журналист, этнограф и археолог. Первый русскоязычный писатель, написавший о Салавате Юлаеве («Движение среди башкир перед пугачевским бунтом. Салават, башкирский батыр»). чья историческая фигура находилась под запретом властей. Родился в селе Иваново Шуйского уезда Владимирской губернии (впоследствии: город Иваново-Вознесенск ныне: город Иваново). Сын крепостного крестьянина графа Шереметева. Отец имел небольшую ваточную фабрику и занимался торговлей. Филипп ребёнком помогал в торговых делах отцу, много находился в разъездах. В 1862 году ушел пешком из Иваново в Москву, получив у графа Шереметева «увольнительное свидетельство». В 1859 в селе Иванове вошел в кружок молодежи, объединявшейся вокруг народного писателя В.А.Дементьева. Тогда же подружился с сблизился с воспитанником В.А.Дементьева — С.Г.Нечаевым, будущим видным революционером-народником. Образование: Приходское училище (1844—1849). С 1864 по 1868 — вольнослушатель юридического факультета Московского университета (выпускных экзаменов не сдавал). Начало карьеры писателя и этнографа — в местной печати («Костромские губернские ведомости»: Костромская летопись. Вести из губернии // КГВ. 1858. 20 декабря, № 50. Страницы 519—520 (о ярмарке в городе Галиче) Из путевых заметок по Нерехтскому уезду // КГВ. 1859. 7 февраля, № 6 (ограбленный колдун наказывает вора тем, что тот начинает петь петухом). C 1862 года бывший крепостной в Москве, записался в мещанское сословие. Начал печататься в московской печати: в сатирических журналах «Искра», «Будильник», «Развлечение». В середине 1860-х публиковался в газете И.С.Аксакова «День». Главная статья того времени — «Село Павлово» (День. 1865. 23 октября, № 38. Страницы 906—907 11 ноября, № 43. Страницы 1022—1023. — Подпись: Ф-ов) — исторический очерк села Горбатовского уезда Нижегородской губернии, славившегося своей слесарной промышленностью. Нефёдов начал приобретать репутацию знатока фабричной действительности (с акцентом на отрицательное влияние фабрики на народную жизнь). Среди работ этногравфического характера крупными достижениями стали зарисовка «Дикие люди, вещи и фантазии на Московской этнографической выставке и пр.» (Развлечение. 1867. 23 июня, № 24. Страницы 383—384. — Подп. Незаметный) и очерк «Фомин понедельник» (об обычаях промышленной области, условно названной Золотое Дно (Фомин понедельник (этнографический очерк Золотого Дна) // Развлечение. 1868. 4 мая, № 17. Страница 265. — Подпись: Иван Вознесенский)). С конца 1860-х — начала 1870-х Нефёдов стал публиковатсяв «толстых» журналах. «Девичник. Очерк фабричных нравов» (Отечественные записки. СПб. 1868. № 9. Страницы 145- 182) изображает картины зимних посиделок в фабричном селе, ввергнутом в порок пьянства. В очерке «Святки в селе Данилове. Очерки русской фабричной жизни» (Вестник Европы. Санкт-Петербург, 1871. № 3. Страницы 57- 109) народные обычаи, соблюдаемые фабричной молодежью (обряды ряженья, народная драма «Лодка», разыгрываемую в святочный период, песни), проходят на фоне социальных проблем промышленного села. Третий этап жизни Нефёдова связан с возвращением на родину, в Иваново, где жил в 1870—1871 гг. Здесь писатель учредил воскресную школу. Для газеты «Русские ведомости» написал цикл очерков о нечеловеческих условиях работы ивановских ткачей — «Наши фабрики и заводы» (Русские ведомости. Москва, 1872. 16 марта, № 59 — 19 марта, № 62 9 апреля, № 79 11 апреля, № 80 13 апреля, № 82 20 апреля, № 84 21 апреля, № 85. — Без подписи). Цикл не был завершен, так как по требованию Шуйского жандармского отделения печатание его было запрещено. В 1872 издал книгу рассказов о деревне «На миру», куда включил свои главные произведения. В 1874 Нефёдов избран членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, куда представил рукопись «Об этнографическом исследовании Костромской губернии» (1874—1876) с материалами по мифологии, обрядам, праздникам, юридическим обычаям, народной медицине. В 1876 Нефёдов обследовал южное Приуралье (Оренбургский край — Башкирия), где занимался раскопками древних захоронений (Труды Антропологического отдела. Москва, 1878—1879. Книга 4. Страницы 90-93 (Известия ОЛЕАиЭ Том 31)). В 1877 с этими же целями он ездил в Касимовский уезд (Там же. Страницы 56-61). В 1877 опубликовал «Этнографические наблюдения на пути по Волге и ее притокам» (Труды Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Москва, 1877. Том 4. Страницы 40-69 (Известия императорского ОЛЕАиЭ Том 28)). Нефёдов зафиксировал «похороны Ярилы» — редкий обряд, приуроченный в Костроме к последнему воскресенью перед Петровским постом, тексты заговоров, песен, материалы по мифологическим представлениям и свадебному обряду. Летом 1878 Нефёдов работал в Поволжье и Приуральском крае, сочетая антропологические задачи с этнографическими. В частности, в Кинешме ему еще раз удалось собрать материал об обряде «похороны Ярилы» (Известия ОЛЕАиЭ Том 38 Страницы 156—161). В 1875—1876 Нефёдов — зав. редакции «Ремесленной газеты» в 1879 — редактор газеты «Русский курьер» (обе — в Москве). Спад карьеры начался после убийства Александра II, когда в марте 1881 был арестован, так как в бумагах С.Л.Перовской и А.И.Желябова нашли его имя. После несколько месяцев заключения выпущен под полицейский надзор место в «Русском курьере» потерял. Только в 1884 он стал постоянным сотрудником другой газеты — «Русские ведомости». Во второй половине 1890-х издал свои «Сочинения» (Москва, 1894—1895. Тома 1-2 Санкт-Петербург, 1900. Тома 3-4). В 1886 Нефёдов представил в ОЛЕАиЭ программу этнографических исследований, в которой предполагалось сочетать археологическое изучение городищ и курганов с собиранием устных преданий о них антропологическое обследование современных жителей он увязывал с экономическим положением населе ния и т. д. В 1895 за переданную в ОЛЕАиЭ антропологическую коллекцию Нефёдов награжден премией великого князя Сергея Александровича. В 1887 Нефёдов избран членом-корресподентом Московского археологического общества. По поручению МАО в 1887 и 1888 производил раскопки в Оренбургской губернии, Уральской и Тургайской областях. Им было обследовано свыше ста курганов, о чем сделал доклад в Оренбургском губернском статистическом комитете (Шукшинцев И.С.Филипп Диомидович Нефедов // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Оренбург, 1903. Выпуск 11. Страницы 109—113). В 1893—1894 по заданию МАО производил раскопки в Пермской, Уфимской и Казанской губерниях в 1895—1896 обследовал городища и курганы (542 объекта) в Костромской губернии. В 1890-е Нефёдов поселился в деревне Перебор Владимирской губернии. Здесь он собрал коллекцию фольклорных материалов, часть которых была опубликована в неофициальной части «Владимирских губернских ведомостей». Две статьи содержат тексты причитаний из деревни Добрыниной Ставровской волости Владимирского уезда: «Причитания Владимирского уезда» (ВГВ. 1897. 11 июля, № 28) и «Вои (голошения) или причитания Владимирского уезда» (ВГВ. 1897. 12 декабря, № 50). После смерти этнографа Костромское научное общество по изучению местного края издало тексты рекрутских причитаний, записанных им в конце 1870-х в Поволжье. Они представляет интерес, так как отражают настроения времен Балканской русско-турецкой войны 1877—1878 гг. (Причитания, записанные Ф.Д.Нефедовым в Кологривском у. Костромской губернии в 1870-х гг. // Второй этнографический сборник. Кострома, 1920. Страницы 11-20 (Труды Костромского научного общества по изучению местного края Выпуск 15). Умер Нефёдов в деревне Перебор Владимирского уезда Владимирской губернии (ныне Собинского района Владимирской области) 25 марта 1902 года похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Литература: Труды Костромского научного общества по изучению местного края, Выпуск 15. Справочники: Брокгауз-Ефрон Брокгауз-Ефрон. Дополнения Гранат Южаков Брокгауз-Ефрон. Нов. БСЭ. 1-е издание БСЭ. 2-е издание БСЭ. 3-е издание Брокгауз-Ефрон. РБС КЛЭ Панфилов А.Ю.Нефедов Филипп Диомидович // Русские писатели. 1800—1917: Биографичкеский словарь. Москва, 1999. Том 4. Страницы 289—291 Толкунова В.Г. Нефедов Филипп Диомидович // Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь. Владимир, 2002. Страницы 310—311. Биографии: Никольский Д.П. Памяти Филиппа Диомидовича Нефедова // Живая старина. Санкт-петербург, 1903. № 1/ 2. Страницы 261—264. Литература: Смирнов А.В. Портретная галерея уроженцев и деятелей Владимирской губернии. Владимир, 1904. Выпуск 3. Страницы 3-6. Иванова Т.Г. Нефедов Филипп Диомидович//Русские фольклористы: Биобиблиографический словарь. Пробный выпуск / Ответственный редактор Т.Г.Иванова и А.Л.Топорков. Москва: Институт мировой литературы имени А.М.Горького, 2010. Страницы188-192. Архив: ИРЛИ, фонд 208 фонд 89 (письма М.Н.Альбову) фонд 99 (письма Ф.И.Булгакову) фонд 108 (письма И.Н.Захарьину) фонд 163 (письма Е.А.Ляцкому) фонд 181 (письма Н.К.Михайловскому) фонд 283 (письма А.М.Скабичевскому) фонд 286 (письма А.В.Смирнову) фонд 357 (материалы к биографии) Государственный архив Ивановской области, фонд 789 РГБ, фонд 239 (письма Н.А.Попову).

1838

Анджело Нойман (немецкое имя - Angelo Neumann)

австрийский оперный певец (баритон) и импресарио. Родился в Вене. Учился в Вене у Терезы Штильке-Сесси. Дебютировал на сцене в 1859 году в Кракове (по другим сведениям, в Берлине), затем пел в Эденбурге, Прессбурге, Данциге, в 1862—1876 гг. солист Венской придворной оперы. В 1876—1882 гг. завершив сценическую карьеру, возглавлял Лейпцигскую оперу, осуществляя также гостевые постановки в Берлине. На этом посту Нойман проявил себя как крупный пропагандист творчества Рихарда Вагнера. Прямым продолжением этой деятельности стал осуществлённый им в 1882—1883 гг. крупнейший антрепризный проект: собрав труппу с участием ряда известных солистов (в частности, Антона Шотта) под руководством дирижёра Антона Зайдля, Нойман провёз её по разным европейским странам с постановками тетралогии «Кольцо Нибелунга» (135 спектаклей) и концертами из произведений Вагнера (около 50), включая первое исполнение тетралогии в Венеции. В 1883—1885 гг. Нойман руководил Бременским городским театром, а с 1885 г. и до смерти — Немецкой оперой в Праге. В 1889 г. под руководством Ноймана прошли гастроли вагнеровской труппы в Санкт-Петербурге. В 1907 г. вышли написанные Нойманом «Воспоминания о Рихарде Вагнере» (немецкое название - Erinnerungen an Richard Wagner). Умер в Праге 20 декабря 1910 года. Сын Ноймана от первого брака Карл Ойген Нойман стал одним из крупнейших германских буддологов. Второй женой Ноймана была певица Иоганна Буска (1848—1922).

1838

Альфред Жюль Эмиль Фулье (Alfred Fouill#233 e)

французский философ, историк философии, сторонник эклектизма. Родился в Ла Пуэз (Мен и Луара). Преподавал в коллежах в Луане, Доле и Оксерре, в Каркассонском лицее. Профессор философии в лицеях Дуэ и Монпелье, затем в Бордоском университете. Его труды о Платоне и Сократе в 1867 и 1868 удостоились премии Академии наук. В 1872 начал вести курс философии в Высшей педагогической школе и в том же году защитил докторскую диссертацию Свобода и детерминизм (La libert#233 et le D#233 terminisme). В 1875 из-за слабого здоровья вынужден был отказаться от преподавания. Умер в Лионе 16 июля 1912 года. Фуйе считал своей философской задачей объединить при помощи «метода примирения» в рамках одной системы плодотворные идеи различных концепций – от древности до современности, чтобы достичь таким образом синтеза философского знания. Для его метафизики характерно представление о всеобщей одушевленности материи (гилозоизм), противостоявшее механистическим идеям его времени. Стремясь преодолеть спиритуалистический дуализм, Фуйе развивал теорию «идей-сил» (id#233 es-forces), т.е. сознания-действия: любая идея, с его точки зрения, есть одновременно причина и усилие, она несет в себе способность реализации действия и тем самым есть его начало. Идеи, таким образом, – динамические факторы, оказывающие существенное влияние на естественные события и на ход исторического и культурного развития. В то же время, с его точки зрения, в духовных процессах важную роль играет воля. Фуйе известен также как исследователь массовой психологии, автор работ о душевном своеобразии европейских народов, в особенности французов. Его взгляды оказали влияние на развитие философской мысли во Франции, в частности на концепцию его приемного сына Мари Жана Гюйо (впрочем, влияние здесь было взаимным). Среди основных трудов Фуйе: Философия Сократа (La philosophie de Socrate, 1874), История философии (Histoire de la philosophie, 1875), Критика современных систем морали (Critique des syst#232 me de morale contemporaine, 1883), Современная социальная наука (Science sociale contemporaine, 1884), Эволюционизм идей-сил (L'#233 volutionisme des id#233 es-forces, 1890), Психология идей-сил (La psychologie des id#233 es-forces, 1890), Мораль идей-сил (La morale des id#233 es-forces, 1907), Будущее метафизики, основанной на опыте (Avenir de la m#233 taphysique fond#233 e sur l'exp#233 rience, 1889), Психология французского народа (Psychologie du peuple fran#231 ais, 1898) Набросок психологии европейских народов (Esquisse psychologique des peuples europ#233 ens, 1902).

1840

Лонгин Феодорович Пантелеев

русский издатель-просветитель, публицист, общественный деятель, издатель целого ряда серьезных сочинений научного характера. Родился в Сольвычегодске ныне Архангельской области, в семье офицера, выслужившегося из солдат. В начале 1860-х годов учился в Санкт-Петербургском университете и за участие в студенческих беспорядках был исключен из университета. В 1864 году был арестован по прикосновенности к политическому процессу и в 1865 году приговорен к ссылке в каторжные работы на 6 лет. Вернувшись в Санкт-Петербург в 1876 году, поместил несколько рассказов из сибирской жизни в Отечественных Записках и Восточном Обозрении . Статьи публицистического характера помещал в Русских Ведомостях , Восточном Обозрении и др. Член тайной революционной организации Земля и воля . Издал 4-томное собрание сочинений Н.А.Добролюбова, переводы на русский язык произведений философов Платона, Спинозы, Монтескье. Умер в Петрограде 16 декабря 1919 года. Сочинения: Воспоминания. Москва, 1958 Л.Ф.Пантелеев //Автобиографии и биографии деятелей , книги в собрании С.А.Венгерова/Публикация М.Д.Эльзона/В книге: Исследования и материалы. 1979. Сборник 39. Литература: Издания Л.Ф.Пантелеева, 1877- 1895 гг./Составитель И.Г.Безгин. Санкт-Петербург, 1895 Издания Л.Ф.Пантелеева, 1895-1907 гг. Санкт-Петербург, 1907 Люблинский С.Б. Подвижники книги. Москва, 1988.

1840

Алексей Алексеевич Харламов

русский художник, мастер портрета. Алексей Харламов родился в селе Дьячевка, Петровский уезд, Саратовская губерния, в многодетной семье крепостного крестьянина. У родителей он был седьмым ребенком. Вскоре после его рождения хозяева решили продать его родителей другой помещице, оставив при этом детей себе. Маленькому Алеше повезло — из-за младенческого возраста он не мог быть отлучен от матери и потому был продан вместе с родителями. В 1850 году родители Алексея вместе с ним и еще двумя младшими детьми получили свободу. Вскоре семья переехала в Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге Алексей в 12 лет начинает брать уроки рисования у вольнослушателя Академии художеств В.Я Афанасьева. Он очень старается в учебе и в 1854-м году поступает в Императорскую Академию художеств, где становится учеником профессора А. Т. Маркова, представителя позднего классицизма. За успехи в рисовании и живописи Алексей Алексеевич 1857 и 1862 гг. получает две Малые серебряные медали, а в 1863 году — две Большие серебряные. В 1866 году Харламов получает Малую золотую медаль за картину «Крещение киевлян», а в 1868 году — Большую золотую медаль за полотно «Возвращение блудного сына в родительский дом». В 1869 году Харламов в числе лучших выпускников Академии получает право на пенсионную поездку за границу. Алексей Алексеевич много путешествует по Европе: посещает художественные музеи Германии, Великобритании, Франции, Испании, Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии. Некоторое время живет в Париже. В 1871—1872 годах по заказу музея Санкт-Петербургской Академии художеств он делает во дворце Маурицхейс в Гааге копию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1872 же году Харламов вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Впоследствии художник будет регулярно посылать свои картины на ежегодные выставки передвижников в Санкт-Петербург. В конце 1872 года художник возвращается в Париж, где поступает в ателье модного французского художника Леона Бонна. Аристократические и буржуазные салоны Третьей республики были заполнены портретами и историческими картинами Бонна. Этот модный живописец успешно передавал внешнее сходство с натурой и при этом сохранял видимость «музейного» искусства. Отдавая дань его механическому мастерству, современник назвал Бонна «превосходным, однообразным и тривиальным художником». Вслед за Бонна Харламов удачно имитировал в своих произведениях внешний вид классической живописи — любимых им старых испанских мастеров, Рембрандта, итальянцев XVII века. Именно под влиянием Бонна окончательно оформился художественный стиль Харламова. В 1874 году Харламов отправил на академическую выставку в Санкт-Петербург три свои работы — «Бедный музыкант», «Головка итальянки» и «Головка мордовки». За эти картины и за сделанную в Гааге копию с «Урока анатомии» Рембрандта он получил звание академика. Тогда же, в 1874 году, Харламов познакомился с жившим в Париже Иваном Сергеевичем Тургеневым. Тургенев был очарован талантом молодого русского художника и предрек ему большое будущее: «Здесь появились два замечательных художника — Репин и Харламов, — писал он. — Второй особенно далеко пойдет». Во многом благодаря знакомству с Тургеневым и супругами Виардо, их протекции и заказам Харламов за один год сделал стремительную карьеру. Выставленные в Салоне 1875 года портреты Полины и Луи Виардо работы Харламова имели блестящую прессу, организованную Тургеневым. Именно по совету русского писателя Эмиль Золя, посылавший в Санкт-Петербургский «Вестник Европы» свои «Парижские письма», посвятил Харламову восторженный пассаж. В харламовских портретах Золя увидел «дебют крупного таланта». Другой рецензент отмечал «мощь, энергию, уверенность лепки, глубину и жар колеров». В конце 1875 года после окончания срока пенсионерства Харламов приехал в Россию, однако уже осенью следующего года он навсегда возвращается во Францию. Произошло это, по мнению известного журналиста того времени Н.Н.Брешко-Брешковского потому, что в 1870-е годы в России «от картин не только большая публика, но даже и сами художники требовали гражданского служения, а не технические достоинства». И поэтому Харламов «рисковал остаться неоцененным». Другой причиной эмиграции Харламова было и то, что Алексей Алексеевич, как писал И.Е.Репин, «ужасно любит Париж» и желал бы там остаться навсегда. По возвращении в Париж Харламов снимает мастерскую в доме на Пляс Пигаль и превращает ее в модное ателье. Позднее Харламов купил дом в Веле. Этот город был любим художником. В дар городку он передал многие свои работы. В Веле же Алексей Алексеевич познакомился с юной Фанни Шютц (Фелией Литвин), ставшей впоследствии знаменитой певицей. Их дружба будет продолжаться вплоть до смерти художника. Со второй половины 1870-х Харламова увлекает передача световоздушной среды. В некоторых своих работах, в частности в акварели «Головка» (1881, в настоящее время находится в Саратовском музее имени А.Н.Радищева), он близко подходит к пленэру, наполняет изображение светом, воздухом. В эти же годы у Харламова появилась тема в салонном духе, которую можно назвать «Итальянцы эпохи Ренессанса». В новом цикле Харламов обращается не столько к манере письма старых мастеров, сколько к бытовым подробностям эпохи Возрождения. Однако увлечение эпохой Ренессанса, как и пленэром, было мимолетным. Виртуоз раз и навсегда заученного приема, художник продолжал до конца своих дней производить бесконечные вариации однообразно красивых головок итальянок и цыганок — вне времени и вне художественного развития. Единственным полотном, явившимся ярким исключением, стал портрет И.С.Тургенева, о котором сам писатель говорил еще в процессе работы: «Харламов пишет с меня портрет, который выйдет превосходный». Отчасти причина консервативной преданности Харламова одному художественному стилю объясняется востребованностью и высокой оценкой этого стиля у западной публики последней четверти XIX столетия. Художник постоянно выставлялся в парижском Салоне, участвовал на Всемирных выставках, получал награды. В 1888 году на Международной Выставке в Глазго его картина «Дети с цветами» произвела сильное впечатление на королеву Великобритании Викторию. Проявляла интерес к его творчеству и часть русской аристократии. Так, картина «Женская головка» была приобретена императрицей Марией Федоровной. У Харламова просто не было потребности и смысла в переменах, освоении новых стилей и направлений. Однако этот консерватизм, столь долго сопутствовавший успеху художника, обернулся для него трагедией в начале века XX-го, когда художественные вкусы общества значительно изменились. Последние годы жизни Алексей Харламов провел в бедности и одиночестве. Единственной, кто скрашивал его старость, была Фелия Литвин, любившая Алексея Алексеевича, как своего отца. Умер Алексей Алексеевич Харламов в Париже 10 апреля 1925 года. Похоронен 13 апреля того же года на кладбище Пер-Лашез. «Маленький Бонна», как именовали его парижане, «русско-испанский француз», как язвительно отзывалась русская критика, Харламов тем не менее живо интересовался событиями русской культуры. Домашний друг И.С.Тургенева и русского художника А.П.Боголюбова, знакомый композитора С.И.Танеева, Харламов был одним из создателей комитета в пользу неимущих русских художников в Париже. Живопись самого Харламова имела неизменный коммерческий успех. Хотя она и не отражала истинного состояния русского искусства того, всё же способствовала утверждению престижа русской живописи в Европе. В начале XXI века интерес к произведениям художника возрос снова. Так в 2006 году картина А. А. Харламова «Маленькая швея» была продана на лондонском аукционе Bonhams за 610 тыс. фунтов стерлингов, а картина «Юные цветочницы» на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2007 году ушла почти за 3 миллиона долларов. Кроме частных коллекций картины Алексея Харламова есть и в музеях. Так в России они представлены в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Радищевском музее в Саратове, музеях Астрахани, Владивостока, Краснодара, Рыбинска, Иркутска, Хабаровска, Ярославля. Награды: Кавалер Ордена Почётного легиона (1900, Франция) Орден Святого Владимира (1902). Галерея: «Портрет Девочки с красной шалью», частная коллекция «Читающая девушка», частная коллекция «Дети с цветами», частная коллекция «Русская красавица», частная коллекция.

1843

Анна Васильевна Жаклар (Корвин-Круковская французское имя - Anna Jaclard)

революционерка, писательница, участница Парижской Коммуны. Родилась в Москве. Дочь генерал-лейтенанта Корвин-Круковского (1847-1887). Старшая сестра Софьи Ковалевской. Удивительная женщина, поражавшая и восхищавшая мужчин чем-то, что было за областью личного обаяния. У нее было много любовных увлечений, в том числе роман с Ф.Достоевским. Чтобы уехать учиться за границу, Анна вместе с Софьей подыскивали себе фиктивных женихов. Анна знакомится с Владимиром Ковалевским, который, по иронии судьбы, становится в итоге мужем Софьи и дает ей всем известную фамилию. Но за границу им удается выехать втроем. Первые рассказы Анна печатает в журнале Достоевского Эпоха . Выйдя замуж за французского революционера В.Жаклара, после переезда из Франции в Швейцарию Анна Васильевна стала членом Русской секции 1-го Интернационала. Принимала активное участие в Парижской коммуне, входила в Центральный Комитет союза женщин. В 1874 вернулась в Россию, где прожила 10 лет. Затем возвратилась, уже навсегда, в Париж, где и умерла 14 сентября 1887 года. О её девическом романе с Достоевским и вообще о ранней поре ее жизни много интересного в «Воспоминаниях детства» её знаменитой сестры — С.В.Ковалевской («Вестник Европы», 1890).Литература: Книжник-Ветров И.С. Русские деятельницы Первого Интернационала и Парижской Коммуны, Москва— Ленинград, 1964. Семья (известные представители): Прадед — Ф.И.Шуберт, астроном, почётный академик Санкт-Петербургской Академии наук Дед — Ф.Ф.Шуберт, геодезист, математик Отец — В.В.Корвин Круковский, генерал-лейтенант Муж — Виктор Жаклар, журналист, революционер Сестра — С.В.Ковалевская, математик и писательница Брат — Ф.В.Корвин Круковский, генерал.

1844

Амилкаре Чиприани (итальянское имя - Amilcare Cipriani)

известный итальянский революционер и анархист. Чиприани родился в городе Анцио. В 16-летнем возрасте вместе с Джузеппе Гарибальди он принял участие, на стороне французских войск, в сражении при Сольферино во время Второй итальянской войны за независимость. Преследуемый австрийской полицией, он выехал в Афины, где принял участие в восстании против короля Оттона в 1862 году. Чиприани вместе с греческим анархистом Даудоглу был одним из организаторов Афинского демократического клуба. В событиях 1862 года, на баррикадах у афинской византийской церкви Капникареа, Чиприани вместе с греческими анархистами поднял впервые в Греции красный флаг революции. После высылки из Греции Чиприани направился в Египет, в Александрию, где сотрудничал с греческими, итальянским и еврейскими анархистами и социалистами. Чиприани примкнул к Первому Интернационалу в 1867 году. В 1868 году Чиприани отправился на остров Крит, где принял участие в восстании греческого населения против турок. Вернувшись во Францию, Чиприани принял участие в обороне Парижа во время франко-прусской войны 1870 года, а затем Парижской Коммуне в 1871 году. После поражения Коммуны Чиприани был приговорён к смертной казни, но затем был выслан вместе с другими 7 тысячами коммунаров в Новую Каледонию. После амнистии 1880 года Чиприани вернулся во Францию, но был вскоре выслан из страны. В 1881 году в Италии он был обвинён в заговоре и приговорён к 10 годам каторги, но был избран депутатом на выборах и освобождён в 1888 году. На конгрессе Второго Интернационала в Цюрихе в 1893 году Чиприани сдал свой мандат из солидарности с Розой Люксембург и анархистами, которые не были допущены к участию в конгрессе. Вернувшись в Париж, он познакомился с греческими анархосоциалистами Каллергисом и Аргириадисом. В 1897 году он вместе с добровольцами Риччиотти Гарибальди и Лучиано Мереу и итальянскими анархистами вновь прибыл в Грецию и принял участие в греко-турецкой войне. Здесь, в сражении при Домокосе 5 мая, рядом с греческой бригадой полковника Тертиписа сражался Легион филэллинов и гарибальдийцы (всего 3060 иностранных добровольцев, из них 2783 итальянцев, 187 французов и 11 русских). Сам Чиприани, «сражаясь героически, во главе отряда 120 добровольцев получил тяжёлое ранение в колено, но продолжал бой». Вернувшись в Италию, Чиприани возглавлял очередное восстание критян, но заявил, что «отход греческой армии в Фессалии был предписан ещё до начала этой войны, которая была игрой Великих держав и кровавой комедией». В июле 1898 года в Италии Чиприани был приговорён к заключению на 3 года. Чиприани был избран депутатом итальянского парламента 8 раз, но не занял своё место, отказываясь дать присягу королю Италии Виктору Эммануилу III. Чиприани писал статьи в журнале Le Plйbйien и других анархистских изданиях. Умер Амилкаре Чиприани в парижском госпитале 2 марта 1918 года. Его статьи были запрещены в Италии в 1911 году. Родители будущего фашистского диктатора Муссолини дали своему сыну среднее имя Амилкаре в честь Чиприани.

1847

Александр Николаевич Лодыгин

русский электротехник, изобретатель лампы накаливания (11 июля 1874). Александр Николаевич Лодыгин родился в селе Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Петровский район Тамбовской области). Происходил из очень старой и знатной дворянской фамилии (его род, как и род Романовых, вёл свое происхождение от Андрея Кобылы). Его родители — небогатые дворяне, Николай Иванович и Варвара Александровна (в девичестве Вельяминова). По семейной традиции Александр должен был стать военным, и поэтому в 1859 году он поступает в неранжированную роту («подготовительные классы») Воронежского кадетского корпуса имени Великого князя Михаила Павловича, которая располагалась в Тамбове, затем был переведен в Воронеж с характеристикой: «Добр, отзывчив, прилежен». А в 1861 году в Тамбов переехала вся семья Лодыгиных. В 1865 году Лодыгин выпущен из Кадетского корпуса юнкером в 71-й Белёвский пехотный полк, а с 1866 по 1868 годы учился в Московском юнкерском пехотном училище. В 1870 году Лодыгин выходит в отставку и переезжает в Санкт-Петербург. Здесь он ищет средства для создания задуманной им летательной машины (электролета) и параллельно начинает первые опыты с лампами накаливания. Также ведется работа над проектом водолазного аппарата. Не дождавшись решения от российского военного министерства Лодыгин пишет в Париж и предлагает республиканскому правительству использовать летательный аппарат в войне с Пруссией. Получив положительный ответ изобретатель едет во Францию. Но поражение Франции в войне остановило планы Лодыгина. Вернувшись в Санкт-Петербург, он вольнослушателем посещал в Технологическом институте занятия по физике, химии, механике. В 1871—1874 годах проводил опыты и демонстрации электрического освещения лампами накаливания в Адмиралтействе, Галерной гавани, на Одесской улице, в Технологическом институте. Первоначально Лодыгин пытался использовать в качестве нити накала железную проволоку. Потерпев неудачу, перешёл к экспериментам с угольным стержнем, помещённым в стеклянный баллон. В 1872 году Лодыгин подал заявку на изобретение лампы накаливания, а в 1874 году — получил патент на своё изобретение (привилегия № 1619 от 11 июля 1874) и Ломоносовскую премию от Санкт-Петербургской академии наук. Лодыгин запатентовал своё изобретение во многих странах: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии и даже в Индии и Австралии. Он основал компанию «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°». В 1870-х годах Лодыгин сблизился с народниками. 1875—1878 годы он провёл в туапсинской колонии-общине народников. С 1878 года Лодыгин снова в Санкт-Петербурге, работает на разных заводах, усовершенствует свой водолазный аппарат, трудится над другими изобретениями. За участие в Венской электротехнической выставке Лодыгин был награждён орденом Станислава III-й степени — редкий случай среди российских изобретателей. Почетный инженер-электрик ЭТИ (1899). В 1884 году начались массовые аресты революционеров. Среди разыскиваемых — знакомые и друзья Лодыгина. Он решил уехать за границу. Расставание с Россией продлилось 23 года. Лодыгин работал во Франции и США, создавая новые лампы накаливания, изобретал электропечи, электромобили, строил заводы и метрополитен. Особо надо отметить полученные им в этот период патенты на лампы с нитями из тугоплавких металлов, проданные в 1906 году «Дженерал электрик компани». В 1884 году организовал в Париже производство ламп накаливания и прислал в Санкт-Петербург партию ламп для 3-й электротехнической выставки. В 1893 обратился к нити накала из тугоплавких металлов, применявшейся им в Париже для мощных ламп 100—400 свечей. В 1894 в Париже организовал ламповую фирму «Лодыгин и де Лиль». В 1900 году участвовал во Всемирной выставке в Париже. В 1906 году в США построил и пустил в ход завод по электрохимическому получению вольфрама, хрома, титана.

Важное направление изобретательской деятельности — разработка электрических печей сопротивления и индукционных для плавки металлов, меленита, стекла, закалки и отжига стальных изделий, получения фосфора, кремния. В 1895 году Лодыгин женился на журналистке Алме Шмидт, дочери немецкого инженера. У них родилось две дочери, в 1901 — Маргарита, а в 1902 — Вера. Семья Лодыгиных в 1907 переехала в Россию. Александр Николаевич привёз целую серию изобретений в чертежах и набросках: способы приготовления сплавов, электропечи, двигатель, электроаппараты для сварки и резки. Лодыгин преподавал в Электротехническом институте, работал в строительном управлении Санкт-Петербургской железной дороги. В 1914 году он был командирован Управлением земледелия и землеустройства в Олонецкую и Нижегородскую губернии для выработки предложений об электрификации. Первая мировая война изменила планы, Лодыгин начал заниматься летательным аппаратом вертикального взлёта. После Февральской революции 1917 году изобретатель не сработался с новой властью. Материальные трудности заставили семью Лодыгиных уехать в США. Приглашение вернуться в РСФСР для участия в разработке плана ГОЭЛРО Александр Николаевич из-за болезни вынужден отклонить. Умер в Бруклине 16 марта 1923 года. Награды и звания: За участие в Венской электротехнической выставке Лодыгин был награждён орденом Станислава III-й степени В 1874 году за изобретение лампы Санкт-Петербургская Академи Наук присудила ему Ломоносовскую премию В 1899 году Санкт-Петербургский электротехнический институт присвоил ему звание почётного инженера-электрика.

Лампа Лодыгина 1874 г. в Политехническом музее в Москве

У электрической лампочки нет одного-единственного изобретателя. История лампочки представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. Однако заслуги Лодыгина в создании ламп накаливания особенно велики. Лодыгин первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити (в современных электрических лампочках нити накала именно из вольфрама) и закручивать нить накаливания в форме спирали. Также Лодыгин первым стал откачивать из ламп воздух, чем увеличил их срок службы во много раз. Другим изобретением Лодыгина, направленным на увеличение срока службы ламп, было наполнение их инертным газом. В 1871 году Лодыгин создал проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. Кислород должен был вырабатываться из воды путём электролиза. 19 октября 1909 года Лодыгин получил привилегию (патент) на индукционную печь.

1850

Пабло Иглесиас (Pablo Iglesias)

деятель испанского рабочего движения один из первых распространителей идей марксизма и зачинателей организованного рабочего движения в Испании. Родился в городе Эль-Ферроль. По профессии рабочий-печатник. В 1871 был избран в Совет испанской федерации 1-го Интернационала. В 1872 И. - в числе организаторов Новой мадридской федерации, стоявшей на марксистских, антибакунистских позициях. Один из основателей (1879) и наиболее авторитетных руководителей Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) и Всеобщего союза трудящихся (ВСТ, основан в 1888). До конца жизни был председателем ИСРП и ВСТ. В период кризиса в ИСРП, связанного с обострением борьбы внутри ИСРП между реформистским и революционным крылом, И. выступал на стороне реформистов: противился вступлению ИСРП в 3-й, Коммунистический Интернационал, приведя таким образом партию к расколу (1921). Умер в Мадриде 9 декабря 1925 года.

1854

Соломон Август Aндре (шведское имя - Salomon August Andrйe)

Источники: http://kurmanaevka.bezformata.ru/science/%3Fnpage%3D101, http://www.kino-teatr.ru/day/3-19/, http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post295797821/

Категория: Избранное | Добавил: orenburg-3532 (14.09.2015)
Просмотров: 469 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск