Воскресенье, 19.05.2024, 20:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой город Оренбург

Меню сайта

Наш опрос

Вы любите свой город?
Всего ответов: 39

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Избранное

Высшее Военное Еавиационное Училище Оренбург
высшее военное еавиационное училище оренбург

Тема: Помянем убитые авиационные училища.

Старожил Ветеран Регистрация 23.05.2006 Адрес Москва, Россия. Сообщений 3,917

Помянем убитые авиационные училища.

Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Ленинского Комсомола (ЧВВАУЛ)

По приказу Наркома обороны от 6 ноября 1940 года началось формирование Черниговской военной авиационной школы пилотов (ЧВАШП). 1 января 1941 года школа была полностью укомплектована постоянным составом.

Осенью 1995 года училище было расформировано. 30 ноября 1995 года состоялось прощание со знаменем училища.

Территория училища передана городским властям и застраивается. Большинство построек самого училища заброшены. Исключение составляют только «старое УЛО», в котором разместился экономический институт. Курсантская столовая, бывшая казарма 2-го батальона (в торце стадиона) и «новое УЛО» продолжает частично функционировать благодаря работе авиационного лицея.

Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище лётчиков имени И.С. Полбина (ОВВАКУЛ)

В городе Оренбурге на берегу реки Урал с 20 июня 1927 г располагалось учебное заведение военно-воздушных сил, которое с мая 1967 года носило имя дважды Героя Советского Союза генерала Полбина Ивана Семеновича – выпускника училища 1931г (родился 9.02.1905г. погиб 11.02.1945 г. совершая 157 боевой полет). Оренбуржцы ласково называли его «Наша летка». Курсанты говорили об «альма-матер», орлином гнезде. Личный состав считал родным домом, школой мастерства, мужества. Для государства оно стало колыбелью советской авиации, кузницей кадров.

Расформировано в 1993 г. На базе училища создан Оренбургский кадетский корпус — многопрофильное учебное заведение, дающее первоначальную подготовку по лётному, вертолётному, авиационно-инженерному, ракетному, зенитно-ракетному, пожарному делу. Тогда же на территории бывшего лётного училища разместился Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк, выведенный из Прибалтики (его самолёты базируются на аэродроме Оренбург-2).

Барнаульское высшее военное авиационное училище лётчиков (Барнаульское ВВАУЛ)

Училище было создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 18 августа 1966 года. 9 сентября того же года был подписан приказ Министра обороны СССР, в котором местом дислокации вновь создаваемого летного ВУЗа определен дважды орденоносный Алтайский край. Вот так сухо и коротко звучит фрагмент из исторической справки. Кто-то решил, кто-то постановил и готов приказ о дислокации, а дальше все закрутилось, завертелось, и полетели военные летчики во все концы необъятной Родины защищать и охранять ее просторы.

Училище было расформировано 25 апреля 1999 года. Курсанты были переведены в Армавир, преподавательский и обслуживающий персонал были уволены в запас, площади, занимаемые училищем, были переданы Барнаульскому юридическому институту.

Содержание

История

Свою историю училище ведет от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато 10 августа 1921 года. 9 августа 1922 года ее перевели в город в Серпухов. 20 июня 1927 года. перебазировано в Оренбург. По маршруту Серпухов-Пенза-Оренбург летчики-инструкторы перегнали самолеты. Осенью 1928 г. из Ленинграда в Оренбург перебазирована Высшая военная школа летчиков-наблюдателей, которая вошла в состав Третьей военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей. В июне 1938 года 3-я ВАШЛ была преобразована в ВАУЛ им. К.Е.Ворошилова. А в феврале 1939 училище было подразделено на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К.Е.Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов. Такое разделение дало возможность улучшить условия подготовки летчиков и штурманов.

В 1960 году получило статус высшего учебного заведения в училище влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов ВВС и Кировобадского училища лётчиков (переведённого ранее в город Орск ). 23 декабря 1963 года по инициативе Оренбургского обкома ВЛКСМ и Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов. С мая 1967 года носило имя дважды Героя Советского Союза генерала Полбина.

12 февраля 1993 года расформировано. На базе училища создан Оренбургский кадетский корпус — многопрофильное учебное заведение, дающее первоначальную подготовку по лётному, вертолётному, авиационно-инженерному, ракетному, зенитно-ракетному, пожарному делу. Тогда же на территории бывшего лётного училища разместился Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк, выведенный из Прибалтики (его самолёты базируются на аэродроме Оренбург-2 ).

В приказах Министра обороны СССР и Главнокомандующего ВВС училище отмечено в числе лучших военно-учебных заведений страны в 1931 г. 1934 г. 1935 г. 1937 г. 1944 г. 1947 г. 1948 г. 1949 г. 1956 г. 1957 г. 1967 г. 1978 г. 1979 г. 1981 г. 1983 г.

Учебные площадки

Учебные полёты производились на аэродромах :

Чебеньки (904-й учебный авиаполк),

Оренбург-2 (814-й учебный авиаполк),

Оренбург-3,

Орск-Первомайский (750-й учебный авиаполк),

Служить Отчизне – главное для нас

Сибирь, Сибирь Даже из иллюминатора самолёта её таежные ковры бескрайние и вечнозелёные. Тяжелеет она летними дарами, сверкнёт по осени золотом, застынет в морозной тишине, разольётся ароматом весны – во всём чувствуется её власть и величие. А щедра она или скупа, всё зависит от человека – покорить или покориться. Скорее всего, и то, и другое.

Именно здесь, в этом прекрасном и суровом краю, где под крылом самолёта о чём-то поёт зелёное море тайги , положено начало 30-й военной школе пилотов. В сентябре 1938 года в Забайкалье, на окраине Читы, в срочном порядке возводились деревянные бараки, постройки для командного состава. Первые дни осени торопили строителей, ведь к приходу морозов все должны обустроиться – благо строительный материал был под рукой. Прибывшие курсанты, не теряя времени, приступили к учёбе, и уже в марте 1939 года состоялись первые учебные полёты.

Курсанты учились с вдохновением, патриотизмом, любовью к Родине и к своему делу освоения летного искусства, преклоняясь перед подвигами знаменитых летчиков. Чувство общей гордости вызвал Приказ НКО СССР № 120: 22 июня 1939 года школе было присвоено имя легендарного летчика-истребителя, комбрига, участника боевых действий в Испании, Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова.

Днем основания училища, согласно приказу МО СССР от 23 апреля 1963 года № 005, считается ежегодно отмечаемая дата 5 ноября.

В связи с тем, что суровый климат Забайкалья не позволял заниматься летной подготовкой круглый год, было принято решение о перебазировании школы в более благоприятные климатические условия Северного Кавказа. Начав выполнение летной программы обучения в г. Чите, курсанты завершили ее уже в г. Батайске на базе расформированной Батайской первой Краснознаменной школы гражданского воздушного флота имени В.Н. Баранова, куда в октябре 1939 года была переведена 30-я военная школа пилотов.

28 декабря 1939 года приказом Наркома Обороны СССР № 0234 лётное учебное заведение было переименовано в Батайскую авиационную школу пилотов имени А.К. Серова.

1940-1941 годы вошли в историю школы как период интенсивной подготовки лётных кадров. Командиры, лётчики, техники, механики работали по 10-12 часов в день. Школа имела более 300 самолетов. На всех аэродромах шла напряжённая лётная работа.

В июне 1940 года в школе произошло одно из самых значительных событий первых лет ее существования. В этом месяце состоялся первый выпуск курсантов. Страна получила 542 летчика-истребителя, а к началу войны школа выпустила 1414 летчиков-истребителей на самолетах И-5, И-15, И-16.

С приближением фронта к Ростову-на-Дону в октябре 1941 года Батайская военная авиационная школа перебазировалась вглубь страны – в город Евлах Азербайджанской ССР, где находилась до мая 1944 года

Всего в предвоенный и военный период школой подготовлено около 4000 летчиков-истребителей. В ожесточенных воздушных сражениях Великой Отечественной войны, в битвах под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Кавказе, Курской дуге и Днепре, при освобождении Восточной Европы и Берлинской операции летчики-серовцы проявили беспримерное мужество, отвагу и героизм.

Уже в самом начале войны воспитанники школы летчики-истребители С. Здоровцев и П. Харитонов совершили воздушные тараны и первыми удостоились звания Героя Советского Союза.

Среди тысяч подвигов, совершенных советскими летчиками, печатью особого мужества и силы воли отмечен подвиг человека-легенды Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева, который стал главным героем книги Б. Полевого Повесть о настоящем человеке .

Алексей Петрович родился 20 мая 1916 года в г. Камышине Волгоградской области. В 1941 году закончил Батайскую школу пилотов. За годы войны совершил 87 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, сбил 11 самолетов противника, в том числе 7 самолетов после ампутации ног.

Наверное, нет в нашей стране человека, который не смотрел кинофильм В бой идут одни старики и не помнит главного его героя – лихого комэска Титаренко, прозванного Маэстро . Его прототипом был дважды Герой Советского Союза Виталий Иванович Попков. Родился Виталий Попков 1 мая 1922 года в г. Москве. В годы войны он совершил 418 боевых вылетов, успешно провел 107 воздушных боев, лично сбил 41 вражеский самолет.

Героическая судьба ещё одного воспитанника Батайской школы – Григория Устиновича Дольникова – послужила основой для написания М. Шолоховым всемирно известного рассказа Судьба человека . Родился Григорий Устинович 8 мая 1923 года в Могилевской области. За годы войны совершил 150 боевых вылетов, провел 42 воздушных боя, сбил 15 самолетов.

Дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Николай Михайлович Скоморохов родился 10 мая 1920 года в селе Белогорском Саратовской области. В 1942 году закончил Батайскую школу пилотов. За годы войны он совершил 605 боевых вылетов, провел 143 воздушных боя, сбил лично 46 и в групповых боях 8 самолетов противника.

За годы войны 115 выпускникам школы было присвоено звание Героя Советского Союза, трое из них (В. Попков, Н. Скоморохов, Н. Степанян) удостоены этого звания дважды. На боевом счету лётчиков-серовцев: 207 825 боевых вылетов 1150 самолётов противника, сбитых лично 211 самолётов, сбитых в группах. Уничтожено на земле: 128 вражеских самолётов, 307 танков, 260 артиллерийских орудий, 182 ж.-д. вагона, 914 автомобилей. Совершено 20 таранов.

Закончилась война, и наступил долгожданный мир. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 19.10.1944 Батайской авиационной школе пилотов 18 августа 1945 года были вручены Боевое Знамя и грамота Президиума Верховного Совета СССР.

С 1 октября 1945 года школа переименована в Батайское военное авиационное училище летчиков имени А.К. Серова.

В 1946-1959 годах обучение курсантов велось на самолетах Ла-7, Ла-9, Як-11, Як-12, Як-18, а с 1952 года – на реактивных истребителях МиГ-15бис, на аэродромах Батайск, Азов, Зерновой, Новочеркасск, Бичурий, Кущевская. За этот период подготовлено 2447 летчиков-истребителей.

Яркий след в истории училища оставил выпускник Батайского военного авиационного училища летчиков 1959 года Геннадий Николаевич Елисеев.

Заместитель командира эскадрильи капитан Г.Н. Елисеев 28 ноября 1973 года получил приказ на перехват самолета-нарушителя государственной границы СССР. Обнаружив цель, произвел по ней пуск ракет, от осколков которых самолет-нарушитель хотя и получил повреждение, но продолжал полет. Капитан Елисеев повторно атаковал его и таранным ударом уничтожил, но при этом погиб. Это был первый в истории реактивной авиации воздушный таран. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1973 года капитан Геннадий Николаевич Елисеев был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.

Прекрасная теоретическая и летная подготовка позволила 28 выпускникам училища стать летчиками-испытателями. Среди них Герои Советского Союза: С.М. Антонов, А.С. Бежевец, В.К. Галицкий, Н.И. Горяинов, В.Г. Колошенко, А.К. Стариков, В.И. Чечулин.

Новая глава в истории училища началась в 1960 году. Батайское военное авиационное училище в период с 18 апреля по 1 июня 1960 года было реорганизовано в Объединенное военное летно-техническое училище для подготовки военнослужащих для стран народной демократии с дислокацией штаба училища в г. Краснодаре, на базе бывшей Краснодарской высшей офицерской школы штурманов ВВС, давшей Отечеству за годы войны 77 Героев Советского Союза. В мае 1960 года в училище прибыли первые группы курсантов и слушателей из стран Восточной Европы: Албании, Болгарии, Венгрии.

Обучение иностранных курсантов и слушателей проводилось на аэродромах Краснодара, Приморско-Ахтарска, Кущевской на 18 типах авиационной техники.

Выпускники училища составили основу Военно-воздушных сил многих стран Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Многие из них проявили мужество, героизм и высокую летную выучку в воздушных боях над Анголой, Афганистаном, Вьетнамом, Кубой, Ближним Востоком.

Тринадцать выпускников училища за проявленные мужество и героизм в воздушных боях в небе Вьетнама были удостоены высокого звания Героя Вьетнамской народной армии. Выпускник вуза Герой Вьетнамской народной армии Фам Туан в боях с американскими летчиками уничтожил летающую крепость – стратегический бомбардировщик В-52.

23 октября 1965 года директивой Главного штаба ВВС № 606501 объединенное летно-техническое училище было переименовано в Краснодарское военное объединенное летно-техническое училище.

Приказом Министра обороны СССР от 5 ноября 1967 года № 0230 училищу присвоили почетное наименование Краснодарское военное объединенное летно-техническое училище (КВОЛТУ) имени Героя Советского Союза А.К. Серова .

Шестидесятые годы ХХ века ознаменовались важнейшим событием нашего времени: была осуществлена тысячелетняя мечта человечества – преодоление земного притяжения и начало трудного и славного пути по освоению космического пространства.

Космонавты-серовцы были среди первых покорителей космического пространства.

Владимир Комаров, Евгений Хрунов, Виктор Горбатко, Георгий Шонин, Берталан Фаркаш, Фам Туан, Абдул Ахад Моманд – эти имена в числе других навечно вошли в историю землян как сынов человечества, бесстрашно шагнувших в космическое пространство. А начинали они свой звездный путь в стенах нашего учебного заведения.

Дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Виктор Васильевич Горбатко родился 3 декабря 1934 года в поселке Венцы-Заря Гулькевичского района Краснодарского края. В 1956 году он с отличием окончил Батайское военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. В 1960 году окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского.

Первый полёт В.В. Горбатко совершил 12-17 октября 1969 года на корабле Союз-7 в качестве инженера-исследователя.

7-25 февраля 1977 года В.В. Горбатко совершил свой второй полёт. На этот раз он побывал в космосе вместе с Юрием Глазковым. Экипаж работал на борту орбитальной станции Салют-5 .

Третий полёт В.В. Горбатко совершил на корабле Союз-37 и орбитальной станции Салют-6 в июле 1980 года по программе Интеркосмос с космонавтом Вьетнама Фам Туаном, также выпускником училища имени А.К. Серова, ставшим Героем Советского Союза и Героем Труда Социалистической Республики Вьетнам.

Ныне почетный гражданин города Краснодара и многих других городов Краснодарского края Виктор Васильевич часто приезжает на Кубань, чтобы навестить своих родственников. И никогда не забывает заглянуть в родное училище, давшее ему путевку в небо и в космос.

Приказом Министра обороны СССР от 17.07.1980 № 0154 Краснодарского ОВЛТУ им. Героя Советского Союза А.К. Серова было переименовано в Краснодарское объединенное военное летно-техническое ордена Дружбы народов училище им. Героя Советского Союза А.К. Серова. Училище получило новое Боевое знамя, на котором было написано: Батайская авиационная школа пилотов . Таким образом утверждалось единство истории вуза.

С 1991 года, помимо обучения иностранных курсантов и слушателей, вуз приступил к обучению российских курсантов-техников по всем авиационным специальностям, а с 1993 года – летного и технического состава для стран СНГ.

В январе-феврале 1995 года личный состав училища принимал участие в выполнении специального задания командования по ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике. Девять офицеров училища награждены орденами и медалями Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 года № 1009 Краснодарское высшее военное авиационное училище имени А.К. Серова преобразовано в Краснодарский военный авиационный институт. 5 ноября 1998 года торжественно отмечалось 60-летие со дня создания института. На празднование приехало много гостей, ветеранов училища, в их числе выпускники вуза дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант В.И. Попков, дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт В.В. Горбатко.

Среди гостей был и приехавший из Сочи Д. Тормахов. Ровно через 50 лет после представления к званию Героя Советского Союза летчику-истребителю Дмитрию Дмитриевичу Тормахову, воспитаннику Батайской школы пилотов, была вручена медаль Золотая Звезда Героя Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2001 года, приказом Министра обороны от 23 июня 2001 года № 278 Краснодарский военный авиационный институт становится единственным головным вузом Военно-воздушных сил, готовящим военных летчиков. К нему присоединяются Армавирский и Балашовский военные авиационные институты.

С 1 сентября 2001 года, после 40-летнего перерыва, Краснодарский военный авиационный институт приступил к обучению курсантов-летчиков для Военно-воздушных сил Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 09.07.2004 года № 937-Р Краснодарский военный авиационный институт переименован в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза А.К. Серова.

В ноябре 2010 года в Краснодаре прошли мероприятия, посвященные 100-летию образования Качинского высшего военного авиационного училища летчиков. В числе гостей праздника был дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Владимир Александрович Шаталов. На торжественном построении личного состава Краснодарскому ВВАУЛ как правопреемнику знаменитой Качи передано на хранение Боевое Знамя Качинского авиационного училища.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11.11.2009, директивой Министра обороны РФ от 29.01.2010, указаний ГШ ВС РФ от 17.02.2010 Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (военный институт) им. Героя Советского Союза А.К. Серова переименовано в Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (филиал, г. Краснодар).

С 29 октября года, в соответствии с директивой ГШ ВС РФ от 25.07., филиал ВУНЦ ВВС ВВА (г. Краснодар) был переподчинен и вошел в состав ВУНЦ ВВС ВВА (г. Воронеж). Из состава филиала вышли учебно-авиационные базы (гг. Армавир, Майкоп, Тихорецк, Котельниково, Балашов, Ртищево, Челябинск, Сызрань, ст. Кущевская), которые были переподчинены центру (летной подготовки) ВУНЦ ВВС ВВА (г. Воронеж).

С 1 сентября года в состав филиала ВУНЦ (г. Краснодар) согласно штата входят структурные подразделения: 1 авиационный факультет (базовой подготовки) г. Краснодар, 2 авиационный факультет (истребительной авиации) г. Армавир, 4 факультет (фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации) г. Борисоглебск, 6 авиационный факультет (дальней и военно-транспортной авиации) г. Балашов, 8 специальный факультет г. Краснодар.

Всего в период с 2002 по год в КВВАУЛ подготовлено более 3000 офицеров-летчиков для Военно-воздушных Сил России и стран дальнего и ближнего зарубежья. Из них золотыми медалистами стали: Ю.Е. Петров, М.С. Резников, А.А. Горшков, А.С. Иванов, А.С. Соколов, А.А. Горин, Д.А. Родин, А.В. Тюрин, Т.Б. Мамбеталиев, О.А. Мухамеджанов, Б.С. Мадаминов, А.В. Колков, В.Н. Стромило, А.А. Топчиев, Д.С. Черный, К. Воеводкина, А. Бобрусь, А. Донской, В. Анацкий, Р. Сигалаев, А. Аширов, А. Полозова, А. Грицков.

Окончили училище с отличием 306 человек, удостоверения квалификации Военный летчик III класса получили 270 человек.

Став единственным многопрофильным вузом России, готовящим военных летчиков для нашего государства, стран дальнего и ближнего зарубежья, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков объединило под своим знаменем историю и традиции Качинского, Армавирского, Борисоглебского, Балашовского, Барнаульского военных училищ летчиков, вошедших в его состав, а также летных училищ Советского Союза: Харьковского, Черниговского, Оренбургского, Тамбовского.

Вся история ВУЗа – это доблестный путь героизма и самоотверженности многих поколений авиаторов во славу Отечества.

За годы своего существования училище выпустило более 26 тыс. авиационных специалистов, из них более 17 тыс. летчиков. Более 15 тыс. выпускников училища – представители 58 стран мира. Среди выпускников 5 дважды Героев Советского Союза, 137 Героев Советского Союза, 13 Героев Вьетнама, 8 летчиков-космонавтов, 23 летчика-испытателя.

За подготовку авиационных кадров училище удостоено девяти государственных наград. Среди них СССР: 1973 г. – юбилейный почетный знак, 1980 г. – орден Дружбы народов Венгрии: 1975 г. – орден Красного Знамени Вьетнама: 1977 г. – орден Дружбы ГДР: 1980 г. – орден За заслуги перед народом и Отечеством Польши: 1987 г. – командорский орден За заслуги Чехословакии: 1989 г. – серебряная медаль За заслуги Афганистана: 1990 г. – орден Дружбы народов Кубы: 1991 г. – орден Антонио Массео.

Источники: http://forums.airforce.ru/sovremennost/4423-pomyanem-ubitye-aviacionnye-uchilischa/, http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1583259, http://kvvaul.ru/nasha_istoriya/

Категория: Избранное | Добавил: orenburg-3532 (14.09.2015)
Просмотров: 1375 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск