Четверг, 02.05.2024, 16:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой город Оренбург

Меню сайта

Наш опрос

Вы любите свой город?
Всего ответов: 39

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Обо всём

Выпускники Л Тного Училища Оренбург Вов
выпускники л тного училища оренбург вов

Оренбургское летное

До 1993 г. в Оренбурге на живописном берегу реки Урал располагалось одно из старейших в Военно-Воздушных Силах учебных заведений - Оренбургское высшее военное-авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина.

Свою историю училище ведет от Московской школы воздушного боя и бомбометания, формирование которой было начато по постановлению Реввоенсовета Республики № 1951 от 10 августа 1921 года. 9 августа 1922 года ее перевели в подмосковный город Серпухов. Наиболее известным выпускником школы был В.П.Чкалов. Его имя Оренбург носил с 1938 по 1957 г.

В период с 20 июня по 16 октября 1927 года Серпуховская высшая школа воздушного боя перебазировалась в г.Оренбург. Дальним маршрутом Серпухов-Пенза-Оренбург летчики-инструкторы перегнали самолеты. Впервые в истории авиации перелет большой группы самолетов произведен без летных происшествий и восторженно встречен оренбуржцами. Торжественное открытие школы состоялось 7 ноября 1927 года. 1 октября 1928 г. Приказом Реввоенсовета № 280 в Оренбург перебазируется «Ленинградская высшая школа летчиков-наблюдателей», которая вошла в состав Третьей военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей.

За прошедшие годы школа прошла большой и славный боевой путь, приобрела богатый опыт подготовки летных кадров со средним, а с 1960 года - с высшим образованием. В июне 1938 3-я ВАШЛ была преобразована в ВАУЛ им. К.Е.Ворошилова. А в феврале 1939 училище было подразделено на два самостоятельных училища: Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им. К.Е.Ворошилова и Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов. Такое разделение дало возможность улучшить условия подготовки летчиков и штурманов.

Училище подготовило десятки тысяч воздушных бойцов. В нем воспитывались многие из тех, кто героическими подвигами прославил Советскую Родину, обогатил авиационную науку и технику новыми открытиями и достижениями.

Около 350 генералов, выпускников училища, командовали в различные годы авиационными соединениями. Тысячи летчиков, штурманов и других авиаспециалистов несли и несут ратную службу почти во всех. авиационных гарнизонах страны.

В училище обрели крылья такие видные летчики, как С.И.Грицевец, А.К.Серов. П.Ф.Жигарев, А.Б.Юмашев. Ф.П.Полынин. В нем учились заслуженные военные летчики СССР Л.И.Беда, С.Д.Прутков, М.С.Кобяков. Стал заслуженным военным штурманом СССР Герой Советского Союза А.М.Антонов. Высокое звание заслуженных летчиков-испытателей СССР присвоено А.П.Якимову. Н.И.Русаковой. К.К.Рыкову. Е.Ф.Милютичеву. В.П.Хомякову и др. Окончил училище первый в мире испытатель реактивного самолета Герой Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи .

Питомцы Оренбургского летного приумножили героические традиции авиации. Выдающиеся страницы вписали они в ее историю. Это и героические перелеты В.П.Чкалова и М.М.Громова со своими экипажами через Северный полюс в Америку, это и мужество и отвага летчиков-оренбуржцев в воздушных боях в районе озера Хасан, на реке Халхин-Гол, на Карельском перешейке. Имена выпускников училища хорошо известны не только в нашей стране. Их помнят и в Испании и в Монголии.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на большие трудности, училище успешно справилось с подготовкой авиационных кадров для действующей армии. Массовый героизм продемонстрировали оренбуржцы на всех фронтах Великой Отечественной войны. В боях за честь и независимость Родины 33 из них совершили воздушные тараны, 52 летчика повторили подвиг Николая Гастелло. Навечно зачислены в списки личного состава авиационных полков Н.В.Гоманенко, И.Ф.Павлов, И.С.Полбин, Е.И.Пичугин. Среди воспитанников училища 341 Герой Советского Союза. А летчики С.И.Грицевец, Л.И.Беда, Т.Я.Бегельдинов, С.Д.Луганский, В.Н.Осипов, И.С.Полбин, И.Ф.Павлов, А.С.Смирнов и Е.П. Федоров этого звания удостоены дважды.

Имена выпускников училища присвоены многим городам, селам и учебным заведениям, десяткам площадей и улиц, сотням школ.

После окончания Великой Отечественной войны училище в соответствии с новыми условиями перестроило работу по подготовке авиационных кадров. Его коллектив успешно справился с обучением летчиков для военно-воздушных сил.

Шестидесятые годы в истории училища занимают особое место. В соответствии с новыми требованиями весной 1960 г. училище одним из первых в ВВС было преобразовано в Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (ОВВАУЛ). Для укомплектования училища в него влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов и Кировобадского училища летчиков (переведенного ранее в г.Орск).

Училище стало одним из крупных учебных заведений Военно-Воздушных Сил. Его выпускник Ю.А.Гагарин 12 апреля 1961 г. совершил первый в мире полет в космос и положил начало профессии летчиков-космонавтов. В 1960 г. в Оренбургском летном учился летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза В.В.Лебедев. В 1969 г училище с отличием закончил летчик-космонавт Герой Советского Союза А.С.Викторенко .

23 декабря 1963 г. по инициативе Оренбургского обкома ВЛКСМ и Оренбургского высшего военного авиационного училища летчиков создана первая в Советском Союзе школа юных космонавтов.

С мая 1967 ОВВАУЛ стало носить имя питомца училища дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Ивана Семеновича Полбина. С 1970 здесь готовили летчиков морской и дальней авиации.

В 1993 г. летное училище было расформировано. На его базе создан Оренбургский кадетский корпус, который не только продолжает традиции легендарной «летки», но и ведет собственную историю.За плечами первый юбилей - пятилетие, 649 парашютных прыжков, 75 самостоятельных полетов на боевом самолете. Из школы ВВС кадетский корпус постепенно превратился в многопрофильное учебное заведение, дающее первоначальную подготовку по летному, вертолетному, авиационно-инженерному, ракетному, зенитно-ракетному, пожарному делу.

С 1993 г. на территории бывшего летного училища разместился Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк. выведенный из Прибалтики.

10 августа 2001 года оренбургской «летке» исполнилось 80 лет. За это время в ней было обучено и воспитано около 32 тысяч летчиков, штурманов и наземных специалистов. Многие из них (иные - убеленные сединами) исполнили свое обещание и приехали в Оренбург в день юбилея своего училища.

Наименования летного училища:
  • 10 августа 1921 - Московская школа воздушного боя и бомбометания
  • 9 августа 1922 - Серпуховская авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания
  • март 1925 - Серпуховская высшая военная авиационная школа воздушного боя
  • осень 1928 - Третья военная школа летчиков и летчиков-наблюдателей
  • июнь 1938 - Военное авиационное училище летчиков им.К.Е.Ворошилова
  • 2 февраля 1939 - Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им.К.Е.Ворошилова
  • 2 февраля 1939 - Второе Чкаловское военное авиационное училище штурманов
  • 15 января 1941 - Первая Чкаловская военно-авиационная школа пилотов им.К.Е.Ворошилова
  • 1 октября 1945 - Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков им.К.Е.Ворошилова
  • 1957 - Первое Оренбургское военное авиационное училище летчиков
  • весна 1960 - Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (ОВВАУЛ)
  • май 1967 - Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков им.И.С.Полбина
Источники информации:
  • Оренбургское летное / И.С.Копылов, А.Н.Лазукин, Г.Л.Райкин, М. Воениздат, 1976 /
Помогали:
  • И.С.Копылов

Copyright © 1998- =SB=

История Оренбургского летного своими корнями и символами тесно связана с развитием советской авиации, с Серпуховской и Ленинградской школами летчиков и летчиков-наблюдателей.

Свой путь училище начало 10 августа 1921 года на основе Постановления Реввоенсовета Республики за № 1951 о создании авиационной Московской авиационной школы, которая располагалось в здании бывшего Владимирского монастыря вблизи института инженеров Красного воздушного флота имени Н.Е. Жуковского. Формирование школы было поручено активному участнику гражданской войны военному летчику К.Ф. Капустяну и опытному партийному работнику, летчику-наблюдателю Н.В.Кузьмину.

В 1921 году летом Школа перебазируется в город Серпухов и получила переименовывается в Серпуховская школа воздушной стрельбы и бомбометания . Ее главная задача: в шестимесячный срок летный состав строевых частей должен углубить теоретические знания, совершенствовать технику пилотирования и освоить способы боевого применения самолетов.

10 августа 1922 года начались первые учебные полеты на самолетах Ньюпор и Илья Муромец . 1 октября 1923 года Реввоенсовет Республики приказом № 58 переименовал школу в Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания . Ее начальником назначен В.И. Чкалов, комиссаром - С.Д. Окунев. Учебной частью руководил Е.Ю. Нахтигаль, летной - В.А. Захаров. Разведывательный отряд возглавил орденоносец И.И. Глебко.

1923 год - октябрь 1924 года в школе курс обучения проходил В.П. Чкалов. Его инструктором был М.М. Громов, которого в авиационных кругах которого называли пилотом № 1 . Валерий Павлович перенял громовский почерк полета, его школу летного мастерства.

Школа в 1925 году получила на вооружение первый отечественный самолет И-2, а несколько позже его модификацию - И-2 бис. Начальником назначен боевой летчик, дважды награжденный орденом Красного Знамени С.Я. Корф, комиссаром - Г.П. Толмачев.

Личный состав 1925 - 1927 годы школы выполнил большой объем работ по совершенствованию учебного процесса, патриотическому воспитанию слушателей, созданию учебно-материальной базы, методик летного обучения тактике воздушного боя, атак наземных целей. Впервые разработаны документы: инструкции по производству полетов, временное наставление по боевому применению воздушных сил, руководство по применению бомбардировочных прицелов, а также ряд тренажеров и учебных пособий.

Деловой настрой, творчество и инициатива авиаторов возросли в связи с поступлением на вооружение школы самолетов Р-1 и ТБ-1 в 1927 - 1928 годы.

Обязанности начальника школы исполнял Ф.А. Астахов (будущий маршал авиации), комиссарами были М.Н. Орловский, затем В.И. Иванов, К.Х. Супрун, П.И. Игнатьев. Под их руководством Серпуховская школа воздушного боя перебазировалась в г.Оренбург с 20 июня по 16 октября 1927 года. Впервые в истории авиации перелет большой группы самолетов произведен без летных происшествий. Оренбуржцы восторженно приняли открытие летной школы, которое состоялось 7 ноября 1927 года.

1 октября 1928 год Приказом Реввоенсоветом СССР № 280 в Оренбург перебазируется и Ленинградская высшая школа летчиков-наблюдателей , созданная в 1921 году, она подготовила сотни воздушных бойцов. В числе ее выпускников летчики: П.И. Баранов, П.Ф. Жигарев, Б.В. Стерлингов, И.В. Доронин, Н.П. Каманин, В.К. Коккинаки. Вскоре она вошла состав Серпуховки , и объединенная школа стала называется : Третья военная школа летчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е Ворошилова . Она стала мощной базой подготовки авиационных кадров. Изменился и статус школы. Создаются четыре отряда: первый готовил летчиков-истребителей, второй - штурманов, третий и четвертый - техников по вооружению, стрелков-бомбардиров, авиационных механиков и мотористов. Устанавливался двухгодичный срок обучения. Первые курсанты комплектовались из военнослужащих наземных войск, авиационных механиков и гражданской молодежи по партийным и комсомольским путевкам.

Так началась история Оренбургской летки в г. Оренбурге. Шли годы. Училище в полном объеме перешло на подготовку летных кадров. Советская Армия перевооружалась на новые типы авиационной техники, и вместе с ВВС переучивался личный состав Оренбургского летного.

Война на Халхин - Голе, в Испании, Великая Отечественная требовала высококвалифицированный, тактически подготовленный летный состав. И с этой задачей преподавательский, инженерно-технический. инструкторский состав с честью справился. Сотни и сотни тысяч воздушных бойцов вышли из стен училища в годы Великой Отечественной войны. Любовь к Родине, волю к победе, и талант проявили выпускники в годы Великой отечественной войне, громя фашистских захватчиков, а затем японских милитаристов в составе частей всех фронтов: в авиации ВМФ, войсках ПВО и всех 20-ти воздушных армиях – внесли достойный вклад в разгром врага.

После окончания Великой Отечественной войны училище в соответствии с новыми условиями перестроило работу по подготовке авиационных кадров. Наши выпускники достойно несли службу по охране мирного труда советского народа, много раз радовали Отчизну и мировое сообщество, совершая первыми и впервые деяния ХХ века: освоение Арктики и Антарктики, осуществление рекордных перелётов и освоение новой авиационной техники различного назначения, в историческом прорыве в космос.

Они доблестно, геройски выполнили интернациональный долг в Испании, Китае, Монголии, незаметной советско-финляндской войне, Египте, Вьетнаме и других странах.

После окончания Великой Отечественной войны училище в соответствии с новыми условиями перестроило работу по подготовке авиационных кадров. Его коллектив успешно справился с обучением летчиков для военно-воздушных сил. Наступила эра реактивных самолетов, и полки Оренбургской летки переучились на современные, тому самолеты Миг-15, Миг-17, Ил-28.

Шестидесятые годы в истории училища занимают особое место. Днём и ночью училище готовило новые кадры, находясь в высокой степени боевой готовности к отражению нападения противника на Родину, в том числе находясь в загранкомандировках. Развитие авиационной техники требовало инженерныхна знаний и Оренбургское летное переходит на профиль высшего училища.

В соответствии с новыми требованиями весной 1960 года училище одним из первых в ВВС было преобразовано в Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков (ОВВАУЛ). Для укомплектования училища в него влился личный состав и учебно-материальная база Оренбургского училища штурманов и Кировобадского училища летчиков (переведенного ранее в г. Орск).

Первый выпуск летчиков-инженеров для ВВС осуществляет в 1963 году. Вместе с тем, меняется профиль подготовки летного состава.

Училище готовит летный состав для морской ракетоносной и противолодочной авиации.

Самолеты морской ракетоносной авиации.

Самолеты морской противолодочной авиации.

В боевом составе училище имеет:

- Управление училища с отдельным батальоном связи.

- Учебный отдел с преподавательским составом и учебно-материальной базой

- Три учебных авиационных полка :

1. 814 учебно-авиационный полк частями обеспеченья (гарнизон Оренбург) и полевой аэродром Оренбур-3. В последствии Теренсай. На вооружении полка самолеты Л-29.

2. 904 учебно-авиационный полк с частями обеспеченья (гарнизон Чебеньки) и полевой аэродром Соль – Илецк. На вооружении до 1980 года самолеты Ил -28, затем самолеты Л-29

3. 750 учебно-авиационный полк с частями обеспеченья (гарнизон Орск) и полевой аэродром Кумак, затем Теренсай. На вооружении до 1982 года самолеты Ил -28, затем самолеты Ту- 134 УБЛ

4. Два авиационных полигона: Акжарский и Орловский.

Наша гордость в том, что училище выполняло государственное задание, обучая лётные кадры Албании, Венгрии, Польши, Монголии, Китая.

Среди питомцев училища по данным года:

- более 150 генералов

- 341 Герой Советского Союза и Героя Социалистического Труда, Героя Российской федерации (из них 10 человек удостоены высокого звания Героя страны дважды), многие тысячи награждены орденами и медалями

- 250 человек известных в мире летчиков-испытателей техники и заслуженных лётчиков. штурманов, несколько тысяч лётчиков-снайперов, мастеров военного дела и первоклассных специалистов

- 4 лётчика-космонавта: Юрий Алексеевич Гагарин, Валентин Витальевич Лебедев, Александр Степанович Викторенко, Юрий Валентинович Лончаков

- 30 человек имеют защищённые кандидатские и докторские диссертации

- 2 лауреата Государственных Премий, рационализаторы и изобретатели, поэты, композиторы, художники, мастера спорта и др.

Навечно были зачислены в список военных частей выпускники: Глазыкин Н. Н. Гомоненко Н. В. Михин М. И. Павлов И. Ф. Пичурин Е. И. Полбин И. С. Рогов А. Г. Шилов М. И. Федотов А. А.

Почетными гражданами городов России и за рубежом стали: Антошкин Н.Т. Вагин С. Т. Викторенко А. С. Гагарин Ю. А. Гейбо И. И. Данилов А. С. Иванов С. Г. Ковшаров И. А. Кузнецов А. В. Косолапов Ф. М. Мазитов Г. А. Павлов В. Н. Пусэп Э. К. Серёгин В. Г. Сорокин В. А. Сырцов Д. Д. Фатеев И. Ф. Юмашев А. Б.

Пять наших выпускников проявили мужество, героизм, отвернув неисправные аварийные самолеты от сёл и городов, спасая жизнь мирных граждан. Это Б. В. Капустин, С. Шерстобитов, В. В. Кубраков, Ю. И. Захаревич, В.П. Нестеров.

С мая 1967 ОВВАУЛ стало носить имя питомца училища Дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Ивана Семеновича Полбина.

В честь 50-летия Оренбургскому высшему военному авиационному училищу летчиков в августе 1971 году за качественную подготовку летного состава, высокую боевую готовность частей и безаварийную летную работу Указом Президиума Верховного Совета СССР училище награждено орденом Боевого Красного знамени, и стало именоваться:

Оренбургское Высшее Военное Краснознаменное училище летчиков им. Дважды Героя Советского Союза Полбина Ивана Семеновича

В приказах Министра обороны СССР и Главнокомандующего ВВС училище отмечено в числе лучших военно-учебных заведений страны в 1931г. 1934г. 1935г. 1937г. 1944г. 1947г. 1948г. 1949г. 1956г. 1957г, 1967г, 1978г. 1979г, 1981. 1983г, т.е поистине беззаветным тружеником: в нём воспитано и обучено около 32 тысяч лётчиков, штурманов и других специалистов военного дела.

В 1993 г. летное училище было расформировано. На его базе создан Оренбургский кадетский корпус, который не только продолжает традиции легендарной летки , но и ведет собственную историю.

С 1993 г. на территории бывшего летного училища базируется 18 Гвардейская Таганрогская военная транспортная дивизия, а на территории учебного отдела 127 военно-транспортный авиационный, Берлинский ордена Кутузова III степени, полк, выведенные из Прибалтики.

10 августа года оренбургской летке исполнилось 92 года. В стенах училища было обучено и воспитано около 32 тысяч летчиков, штурманов и наземных специалистов. Нашей летки нет уже два десятилетия, но многие из выпускников, убеленные сединами, исполняют свое обещание и приезжают из разных городов России и ближнего зарубежья в Оренбург в день образования своего училища, чтобы почтить память павшим. обнять своих друзей, коллег, вспомнить преподавателей и инструкторов, посетить музей училища.

Источники: http://www.testpilot.ru/orenburg/ovvaul.htm, http://www.ovvakul.ru/istoriya_uchilis/

Категория: Обо всём | Добавил: orenburg-3532 (18.09.2015)
Просмотров: 3348 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск